К середине 16 века европейские мореплаватели уже покорили значительную часть мирового океана и успели совершить несколько кругосветных путешествий, начало которым положила легендарная экспедиция Фернана Магеллана.
Однако, на карте мира все еще было огромное количество «белых пятен». В частности, почти неизведанной оставалась акватория Северного Ледовитого океана. Одной из европейских держав, интересы которых распространялись на эти холодные и суровые воды, была Англия.
Хью Уиллоби и Ричард Ченслор. Краткая биография
Хью Уиллоби (Hugh Willoughby)
- Точная дата рождения Уиллоби неизвестна. Предположительно, он родился в 1495 году в местечке Рисли графства Дербишир в центральной Англии. По другим данным, будущий мореплаватель родился в 1512 году. Происходил из старинного рыцарского рода Уиллоби
- Будучи представителем знатной фамилии, Хью Уиллоуби с молодых лет занимал различные должности при дворе короля Генриха VIII
- В середине 16 века участвовал в войне Англии с Шотландией, в дальнейшем посвятил себя военному делу. За заслуги на полях сражений был посвящен в рыцари
- В 1553-1554 годах руководил морской британской экспедицией, задачей которой был поиск Северо-Восточного арктического прохода в Азию
- Уиллоби и все члены его команды погибли в 1554 году при невыясненных обстоятельствах в устье реки Варзина на Кольском полуострове

Ричард Ченслор (Richard Chancellor)
- Точная дата рождения Ричарда Ченслора неизвестна. Предположительно, он появился на свет около 1521 года в Бристоле
- В юности воспитывался в доме знатного британского лорда Уильяма Сиднея, близкого ко двору
- В 1550 году участвовал в плавании Роджера Боденхема на судне «Aucher» в Средиземное море
- В 1553-1554 годах был одним из руководителей английской экспедиции для поисков Северо-Восточного прохода в Азию. Блуждая в районе северного побережья России, судно Ченслора случайно пришвартовалось к побережью возле устья Северной Двины, где англичане с удивлением узнали, что находятся в Московском государстве
- В 1554 году Ченслор был принят русским царем Иваном IV в Москве. С этого визита начались тесные торговые отношения между Россией и Англией
- 10 ноября 1556 года торговое судно, на котором Ченслор возвращался из России, попало в жестокий шторм и разбилось у берегов Шотландии, унеся с собой жизнь многих членов экипажа, включая Ричарда Ченслора

Подготовка и начало арктической экспедиции англичан
К середине 16 века европейские мореплаватели проторили два основных пути на Восток, откуда в Старый Свет рекой текли пряности и золото:
- Первый и основной маршрут лежал через Мыс Доброй Надежды и Индийский океан
- Второй проходил через холодные и неспокойные воды вокруг мыса Горн, либо через Магелланов пролив
Однако, географы и мореплаватели того времени считали, что из Европы в Тихий океан можно добраться гораздо более коротким морским путем — через Северо-Западный (вокруг современной Канады) и Северо-Восточный (вдоль побережья Сибири) проходы.
Больше всех в Старом Свете в поисках новых путей на Восток была заинтересована Англия, поскольку, в конце 16 века основные торговые маршруты, связывающие Европу с Индией и Китаем, контролировались конкурентами британцев и прежде всего, испанцами, военное могущество которых преграждало англичанам путь в южные моря
Идея попасть на Восток через холодные воды Сибирской Арктики владела умами многих знатных и богатых британцев.
Главным идейным вдохновителем предстоящей экспедиции стал знаменитый мореплаватель Себастьян Кабот (1476-1557). Известный венецианец, находившийся на британской службе, посвятил значительную часть своей жизни поискам Северо-Западного прохода в Тихий океан. Теперь, на склоне лет его взоры обратились в другую сторону — на северо-восток.

В 1551 году в Лондоне при участи Кабота было учреждено «Общество купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений неведомых и даже доселе морским путем не посещаемых», впоследствии известное, как Московская торговая компания. Основной ее задачей стала подготовка морской экспедиции для отыскания северного морского пути в Китай и Индию.
Открытие кратчайшего маршрута на богатый Восток сулило огромную торговую прибыль. Именно поэтому в числе «акционеров» общества оказались богатейшие лондонские купцы и прочая английская знать, на деньги которых и готовилась предстоящая экспедиция.
«Вы не можете не знать, сколь много лиц, в том числе королевское величество, лорды его досточтимого совета, вся компания, а равно ваши жены, дети, родственники, свойственники, друзья и знакомые, горят желанием узнать, каково ваше положение, условия, в которых вы находитесь, и ваше благополучие и в какой степени вы имеете надежду успешно осуществить это замечательное предприятие, которое, как все надеются, будет иметь не меньший успех и принесет не меньшую прибыль, чем та, которую восточная и западная Индия принесли императору и королям Португалии» — так напутствовал миссионеров Себастьян Кабот
На собранные средства в размере около 6 тысяч фунтов компания приобрела три судна:
- Флагман «Бона Эсперанса» (Bona Esparanza) водоизмещением 120 тонн — капитан Хью Уиллоби
- «Эдвард Бонавентура» (Edward Bonaventure) под командованием Ричарда Ченслора (160 тонн)
- «Бона Конфиденца» (Bona Confidentia) водоизмещением 90 тонн

В качестве руководителей экспедиции были выбраны Хью Уиллоби и Ричард Ченслор.
Весьма удивительным выглядит назначение начальником всей экспедиции сэра Хью Уиллоби. Он был лучником-артиллеристом в королевской армии, участвовал в сухопутной войне в Шотландии, а вот опыта морских походов не имел.
Впрочем, слабые мореходные знания Уиллоби компенсировались присутствием в составе экспедиции Корнелия Дюрферта и Стивена Барроу – опытных «морских волков», превосходно знавших северные моря. Дюрферт командовал одним из кораблей, а Барроу был определен на борт «Эдварда Бонавентуры». Личность Стивена Барроу примечательна тем, что он считался лучшим штурманом своего времени на всем британском флоте.
Один из основных учредителей компании — Себастьян Кабот, в те годы был уже в весьма почтенном возрасте, поэтому личное участие в рискованной экспедиции не планировал, но принимал в ее подготовке самое деятельное участие.
Так, Кабот, имевший огромный опыт морских путешествий, собственноручно составил и вручил Хью Уиллоуби памятку-инструкцию, в которой рекомендовал обходительно обращаться с местными народами, не раздражая их надменностью, насмешками и презрением. Не понаслышке зная, что залогом успеха в морском деле является дисциплина на борту, Кабот советовал капитану Уиллоби держать матросов в строгости, не позволяя им пьянствовать и играть в азартные игры.
На борт кораблей был загружен провиант, снаряжение, а также множество тюков с английским текстилем и шерстью. Учредители Общества рассчитывали выгодно продать товар в Китае и многократно окупить затраты на экспедицию.
Стоит подчеркнуть, что предстоящее мероприятие носили сугубо мирный характер. Инструкция предписывала морякам чтить обычаи и нравы жителей тех стран и земель, которые встретятся на пути и не чинить им никакой обиды.
Путь от Англии до Русского Севера
Корабли вышли в море 10 мая 1553 года из Детфорда на правом берегу Темзы. Сегодня это один из районов Лондона.
Однако, покинуть Туманный Альбион с первого раза не получилось. С севера задули сильные встречные ветра, которые вынудили экспедицию вернуться. Повторно выйти в море флотилия смогла только 23 июня 1553 года.

Спустя месяц корабли пересекли Северное и Норвежское моря и достигли Лофотенских островов.
4 августа 1553 года у северного побережья Норвегии произошло первое непредвиденное обстоятельство – во время сильного шторма судно «Эдвард Бонавентура» отнесло далеко от других кораблей и оно потерялось из вида. Однако, на этот случай у капитанов был заранее разработанный план – разлучившиеся в море корабли должны были следовать в порт Вардехюс (совр. Варде), расположенный на крайней северной оконечности Норвегии.
Следуя инструкции, опытный мореход Ричард Ченслор привел свое судно в Вардехюс, где «Эдвард Бонавентура» целую неделю прождал своих товарищей, но «Бона Эсперанса» и «Бона Конфиденца» так и не появились на горизонте
Не дождавшись товарищей, Ченслор приказал двигаться дальше на восток, следуя строго вдоль берега Кольского полуострова. Как выяснилось впоследствии, решение следовать параллельно береговой линии оказалось верным и возможно, спасло Ченслору и его товарищам жизнь.
Вскоре береговая линия круто повернула на юг и следуя этим маршрутом, 24 августа 1553 года «Эдвард Бонавентура» вошел в Двинскую губу Белого моря, где пришвартовался в районе современного города Северодвинска. В те времена здесь располагался Николо-Корельский монастырь, который считался одним из главных форпостов Московского государства в этом суровом и неприветливом крае.
Высадившись на берег, англичане с удивлением узнали, что местность, в которую они прибыли — вовсе не Индия и Китай, а Россия.
«Прииде корабль с моря на устье Двины реки и обславься: приехали в Холмогоры в малых судах от английского короля Эдварда посол Рыцарт, а с ним гости» — так лаконично об этом событии сообщает нам Двинская летопись

На этом морская часть экспедиции для Ричарда Ченслора и его команды была завершена. О том, какая жестокая судьба постигла Уиллоби и команду двух оставшихся кораблей, моряки «Эдварда Бонавентуры» узнают лишь спустя многие месяцы.
Гибель Уиллоби и команды двух кораблей
В то самое время, пока Ричард Ченслор ожидал в Вардехюсе своих товарищей, Хью Уиллоби умудрился промахнуться мимо северной оконечности Норвегии и ушел далеко на восток. Стало ли это результатом отсутствия опыта мореплаваний, либо причина ошибки была в другом – доподлинно неизвестно.
До 9 августа 1553 года «Бона Эсперанса» и «Бона Конфиденца» шли курсом на восток-северо-восток, а затем, оказавшись примерно в центре Баренцева моря, повернули на юго-восток.
14 августа 1553 года, находясь на 72° с.ш., Уиллоби увидел землю, о чем сделал запись в судовом журнале. Что именно это была за земля, доподлинно неизвестно. По одной версии британцы могли видеть юго-западное побережье архипелага Новая Земля, по другой – остров Колгуев.
Так или иначе, но высадиться на берег британцы не смогли и развернули свои корабли на юго-запад.
23 августа 1553 года «Бона Эсперанса» и «Бона Конфиденца» подошли к побережью Кольского полуострова. Ричард Ченслор в это самое время был уже в Белом море, почти достигнув устья Северной Двины.
Корабли под командованием Хью Уиллоби около месяца бороздили воды вдоль кольских берегов, двигаясь в западном направлении. 18 сентября 1553 года капитан приказал бросить якорь в узкой и длинной гавани, глубоко врезающейся в материк. Этим местом оказалась Нокуевская губа у устья реки Варзины.
Капитан «Эдварда Бонавентуры» Ричард Ченслор в это время уже направлялся по суше в Москву на встречу с русским царем Иваном Грозным.
Устье реки Варзины, в котором остановилась команда Уиллоби, находилось буквально в трех дня перехода от норвежского Вардехюса и всего в 1 дне пути от Двинской губы, где находились русские поселения. Учитывая, что на дворе был еще сентябрь, капитан быстро добрался бы до любого из этих мест, не оставаясь на зимовку. Но, судя по всему, англичане не имели ни малейшего понятия, где они находятся и поэтому не стали испытывать судьбу в преддверии стремительно надвигавшейся зимы.
«В бухте было много тюленей и больших рыб, а на материке мы видели медведей, больших оленей и иных странных животных и птиц, как, например, дикие лебеди, чайки, а также другие, неизвестные нам и вызывавшие наше удивление. Пробыв в этой гавани с неделю и видя, что время года позднее и что погода установилась плохая — с морозами, снегом и градом, как будто бы дело было в середине зимы, — мы решили тут зимовать» — из дневника Хью Уиллоби

Несмотря на суровые погодные условия, англичане были готовы к зимовке. Теплой одежды у них было в достатке, а запасов провизии вполне хватило бы до весны.
Попытки найти следы цивилизации в окрестностях устья Варзины не увенчались успехом.
«Мы послали трех человек на юго-юго-запад посмотреть, не найдут ли они людей; они проходили три дня, но людей не нашли; после этого мы послали еще четырех человек на запад, но и они вернулись, не найдя никаких людей. Тогда мы послали трех человек в юго-восточном направлении, которые таким же порядком вернулись, не найдя ни людей, ни какого бы то ни было жилища» — записал Уиллоби в судовой журнал.
Это была последняя запись, сделанная рукой капитана.

В мае 1554 года поморские рыбаки, вышедшие на прибрежный промысел в Баренцево море, обнаружили «Бона Эсперансу» и «Бона Конфиденцу» возле устья реки Варзины. Оба корабля стояли на якорях и на них не было заметно никаких признаков жизни. Проникнув внутрь «Бона Эсперансы», рыбаки застали ужасное зрелище: в помещениях корабля находилось 63 трупа, среди которых было найдено и тело капитана Хью Уиллоби.
«Два корабля на Мурманском море стоят на якорях в становищах, а люди на них все мертвы, и товаров на них много» — так в Двинской летописи была описана страшная находка поморов
Депеша об обнаружении английских кораблей была срочно отправлена в Москву лично Ивану Грозному. Русский царь сразу понял, о каких кораблях идет речь, поскольку, к тому времени уже успел пообщаться с Ричардом Ченслором.
Иван Грозный распорядился опечатать корабли вместе с товаром и останками погибшей команды для последующей передачи англичанам.
Летом следующего года «Бона Эсперансу» и «Бона Конфиденцу» передали английской торговой делегации, в составе которой был и Ричард Ченслор. В ноябре 1555 года Хью Уиллоби и его команда были доставлены на родину.
В европейских архивах сохранилась запись, сделанная венецианским послом Джованни Микелем, который, якобы, лично видел тела погибших моряков, доставленных в Британию:
«Некоторые из умерших были найдены сидящими с пером в руках и бумагой перед ними, другие — сидящими за столом с тарелками в руках и ложками во рту, третьи — открывающими шкаф, иные — в других позах, как будто статуи, которые поставили таким образом. Так же выглядели собаки»
Впрочем, достоверность этого описания вызывает много вопросов. Весьма сомнительно, что тела матросов, доставленных на родину лишь спустя полтора года после их гибели, сохранились в том же положении, что на момент смерти.
Истинные причины гибели британцев, оставшихся на зимовку на Кольском полуострове, неизвестны до сих пор. Существуют лишь версии.

Так, некоторые исследователи считают, что Хью Уиллоби и его команда могли банально замерзнуть в период суровых северных морозов. Однако, эта версия весьма сомнительна, поскольку, у членов команды имелись теплые вещи и вообще, английские моряки понимали, что направляются в суровые края, где им, возможно, предстоит зимовать в сложных условиях. Кроме того, едва ли все 63 члена экипажа могли одномоментно замерзнуть сразу в одном помещении, не попытавшись развести костры или еще как-то спастись от холода.
Ключом к разгадке одновременной гибели такого большого количества людей могло стать их местонахождение в одном месте. Основываясь на этой детали, многие исследователи полагают, что причиной смерти 63 моряков, собравшихся в одном помещении корабля, могло стать воздействие какого-то вещества, способного быстро отключить сознание человека. Например, угарного газа в большой концентрации.
В этой связи, вполне вероятным представляется, что в один из особо холодных дней моряки с обоих кораблей решили собраться в одном судовом помещении, где, пытаясь согреться стали жечь какое-то топливо, не озаботившись вопросами вентиляции. В какой-то момент концентрация угарного газа от продуктов горения достигла столь критических значений, что все 63 человека погибли практически одномоментно

Разумеется, достоверного подтверждения этой версии также не имеется, но среди всех прочих именно она выглядит наиболее правдоподобной.
Так или иначе, но гибель 63 британских путешественников в устье реки Варзины до настоящего времени остается тайной, скрытой под покровом четырех столетий.
Ричард Ченслор в Москве. Возвращение в Англию
Высадившись у Николо-Корельского монастыря, Ричард Ченслор и его команда с удивлением обнаружили, что они находятся в России.
О неожиданном визите англичан срочно сообщили в Москву. Немало удивившись таким вестям, Иван Грозный тут же пригласил Ченслора в Москву, велев принимать по дороге английскую делегацию с широким гостеприимством и всеми почестями. Все путевые расходы царь взял на себя, распорядившись бесплатно выдавать англичанам лошадей на станциях.
Прибыв в Москву, Ченслор вручил русскому царю грамоту от короля Эдуарда VI (1537-1553), которая заблаговременно была написана на разных языках ко всем государям, земли которых располагались по предполагаемому маршруту экспедиции. На тот момент Ричард Ченслор, вероятно, еще не знал, что король Эдуард умер в июле 1553 года, когда английская флотилия находилась в море между Англией и Норвегией.

В честь дорогих заморских гостей был дан шикарный обед, на котором присутствовал лично государь Иоанн Васильевич, а также самые знатные бояре Московского государства в количестве около 200 человек. По этому случаю царь облачился в «серебряное одеяние», а бояре были в нарядных белых одеждах. Сервировка столов была самая богатая — все блюда подавались на золотой и позолоченной посуде. Застолье продолжалось довольно долго и завершилось около часа ночи.
Ченслор гостил в русской столице довольно долго и покинул Москву лишь в марте 1554 года, увезя с собой в Лондон грамоту на право свободной торговли с Московским государством. В этой грамоте Иван IV объявил, что английские корабли могут приходить в Россию «когда и как часто пожелают с благонадежностию, что им не будет учинено зла».
Результаты экспедиции, которая рассчитывала открыть выгодный торговый путь в Индию и Китай, оказались очень неожиданными. Вместо далеких заморских стран, британцы оказались в Москве, расположенной в тысяче миль от ближайших морей.
С политической и экономической точки зрения визит Ченслора в столицу России имел большое значение для Англии, которая открыла для себя новый большой рынок сбыта товаров. В свою очередь, Россия, завязав тесные экономические отношения с англичанами, также оказалась в выигрыше
К слову, царь Иван Грозный весьма симпатизировал англичанам и по свидетельству современников, предоставлял им в России такие торговые преференции, каких не имели даже местные купцы.
Свои впечатления о знакомстве с Москвой Ричард Ченслор записал вскоре после возвращения на родину:
«Сама Москва очень велика. Я считаю, что город в целом больше, чем Лондон с предместьями. Но она построена очень грубо и стоит без всякого порядка. Все дома деревянные, что очень опасно в пожарном отношении. Есть в Москве прекрасный замок, высокие стены которого выстроены из кирпича. Царь живёт в замке, в котором есть девять прекрасных церквей и при них духовенство»
Несмотря на то, что в Англию из плавания вернулся лишь один корабль, а руководитель экспедиции Хью Уиллоби и члены команды двух остальных судов погибли, Ченслор был принят в Лондоне с большими почестями. В награду за результаты экспедиции он получил от королевы титул «командора и великого штурмана флота».
Учредители и спонсоры экспедиции также были довольны. Несмотря на то, что северо-восточный морской путь в Китай так и не был открыт, перспективы свободной торговли с Россией сулили компаньонам хорошие барыши. Для дальнейшего развития торговых отношений с Московским государством была образована Московская компания, которую возглавил Себастьян Кабот.

Спустя год, Ричард Ченслор вернулся в Россию уже знакомым путем через устье Северной Двины. На этот раз он привез с собой в Москву двух торговых агентов, которые заключили с русским царем официальный письменный договор.
Отправившись в обратный путь с грузом товаров из России, Ченслор взял с собой на борт русского посла и его свиту, которых Иван Грозный специально делегировал в Англию для налаживания дипломатических отношений с британской короной.
Увы, но для Ченслора это плавание стало последним в его жизни. 10 ноября 1556 года судно, на котором он находился, потерпело крушение у восточных берегов Шотландии, в результате чего Ченслор погиб
Однако, это не помешало дальнейшему активному развитию торговых отношений между Англией и Россией. В последующие годы караваны британских судов следовали в Россию один за другим, а морской путь из Британии в Белое море был одним из самых оживленных торговых маршрутов в Европе.
Итоги и значение экспедиции
- Не решив главную задачу экспедиции по поиску Северо-Западного прохода, Ченслор открыл для Британии сравнительно короткий морской путь в Россию, с которой у Лондона завязались прочные торговые отношения, продолжавшиеся почти сто лет
- Экспедиция Уиллоби и Ченслора существенно пополнила географические знания о морях и побережье в районе Кольского полуострова и Белого моря
Каким образом тела моряков после их доставки в Британию могли остаться в том же положении, что и на момент смерти? Погибли они, предположительно, зимой-весной 1554 года, а в Лондон их доставили в ноябре 1555 года.
Это минимум полтора года. За это время тела уже давно начали бы разлагаться. Что-то тут не сходится