К концу 15-го столетия мечта отыскать морской путь в Индию всецело овладела умами португальцев, которые в те времена считались лучшими мореплавателями в мире. Поиски этого пути можно, без преувеличения, назвать национальной идеей Португалии на рубеже 15 и 16 веков.

В течение последней четверти 15-го столетия португальцам удалось проникнуть в южное полушарие и открыть новые земли на западе Африки. Шаг за шагом они продвигались на юг вдоль побережья Черного континента, еще весьма слабо представляя себе истинные масштабы Африки.

Настоящим прорывом в поисках морского пути в Индию стала морская экспедиция 1488 года, в ходе которой португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш обогнул Мыс Доброй Надежды и вышел в Индийский океан. Однако, существование морского пути в Индию по-прежнему оставалось загадкой, разгадать которую было суждено легендарному Васко да Гаме.



Васко да Гама. Краткая биография

  • Васко да Гама (Vasco da Gama) родился в семье португальского рыцаря Эштевана да Гамы (1430—1499) в приморском городке Синиш, к югу от Лиссабона. Достоверных сведений о дате его рождения нет. По одним данным, будущий великий мореплаватель родился 22 ноября 1469 года, по другим – 29 сентября 1460 года
  • Васко происходил из знатной семьи и был хорошо образован: он изучал математику, навигацию, астрономию, английский язык. После окончания учёбы и вступления в орден Сантьяго он принял участие в нескольких сражениях
  • С юных лет мальчик был отдан на воспитание в Орден Сантьяго, где постигал азы военно-морского дела и вскоре поступил на службу в португальский военный флот.
  • Был женат на Катарине ди Атаиди. В браке у супругов родилось 7 детей
  • В 1497-1499 совершил первое плавание в Индию
  • 1502 год – второе плавание в Индию
  • В 1524 году совершил третье плавание в Индию
  • Васко да Гама умер 24 декабря 1524 года от малярии в городке Кочи (Кочин) на юге Индии, будучи в чине вице-короля этой страны
  • Изначально был похоронен в Индии. В 1539 году тело Васко да Гамы было перевезено в Португалию и погребено в графстве Видегейра (Алентежу). В 1880 году перезахоронен в монастыре Жеронимуш в предместье Лиссабона
Васко да Гама портрет

Портрет Васко да Гамы в почтенном возрасте. Музей античных искусств, Лиссабон

Подготовка и начало экспедиции

Поиски морского пути в Индию были для Португалии жизненно важной задачей. После Реконкисты и войн с Кастилией, страна находилась не в лучшем экономическом положении и нуждалась в новых торговых связях, поскольку, товары с Востока шли сюда сухопутным путем через всю Европу и были очень дорогими. Открытие морского торгового пути в Индию сулило португальцам неслыханные барыши.

Впрочем, эта идея волновала и предыдущие поколения португальских моряков, которые, начиная с 1415 года, последовательно продвигались все дальше на юг, вдоль западного африканского побережья. К концу столетия их усилия были вознаграждены – португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш достиг южной оконечности Африки и впервые вышел в Индийский океан, опровергнув мнение о том, что африканский континент «бесконечен».

Примерно в это же время португальский путешественник Перу да Ковильян сумел добраться до Индии из Египта и вернулся обратно в Каир, предварительно побывав в Мозамбике, откуда уже было рукой подать до Южной Африки. Прибыв в Каир, в 1490 году Перу да Ковильян составил для португальского короля подробный отчет о своем путешествии в Индию. В этом отчете, помимо всего прочего, путешественник сообщил, что по имеющимся у него сведениям, морской путь в Индию нужно искать, следуя вокруг Африки в сторону Острова Луны, как называли тогда Мадагаскар.

Мадагаскар море фото

Побережье Мадагаскара в наши дни

Открытия Диаша, подкрепленные сообщениями Перу да Ковильяна, еще больше укрепили решимость португальского двора отыскать морской путь в Индию. Португальская экспедиция на Восток теперь была лишь вопросом времени.

Подготовка к эпохальному путешествию проводилась основательно. С учетом важности предстоящего мероприятия, специально для экспедиции было построено четыре новых судна. Работу судостроителей контролировал опытный мореход Бартоломеу Диаш, который избороздил тысячи океанских миль и хорошо знал, какие именно суда понадобятся для столь трудного и длительного плавания.

На первый взгляд, наилучшей кандидатурой на роль командора для экспедиции был Бартоломеу Диаш, который был, пожалуй, самым опытным мореходом того времени в Португалии. Кроме того, в 1488 году он уже прошел, как минимум, половину пути в Индию и лучше других знал этот маршрут.

Диаш Бартоломеу

Предполагаемое изображение Б. Диаша

Однако, выбор короля пал на другого. Начальником флотилии был назначен Васко да Гама, а Диаш не только не возглавил экспедицию, но и вообще не был включен в ее состав. Впрочем, нельзя сказать, что это стало неожиданностью. Васко к тому времени был уже опытным мореходом. Его грамотность, храбрость и решительность были хорошо известны королю Мануэлю I и тот вполне доверял моряку.

Некоторые историки полагают, что Бартоломеу Диаш лишился чести возглавить плавание в Индию по той причине, что во время путешествия к Мысу Доброй Надежды, имея возможность проследовать дальше на восток, дал слабину, пойдя на поводу у команды, которая потребовала возвращения домой

Об этом стало известно при дворе и по свидетельству современников вызвало серьезное недовольство. Впрочем, это всего лишь гипотеза, хотя, она имеет право на жизнь.

Флотилия, которой предстояло отправиться к берегам далекой Индии, была представлена следующими кораблями:

  • «Сан-Габриэл» — флагманский корабль под командованием самого Васко да Гамы
  • «Сан-Рафаэл». Этим судном командовал Паулу да Гама – старший брат адмирала
  • «Берриу» – легкая и быстроходная каравелла с косыми парусами под командованием Николау Коэльо
  • Транспортное судно с припасами, которым командовал Гонсало Нуниш

«Сан-Габриэл» и «Сан-Рафаэл» представляли собой крупные трехмачтовые корабли водоизмещением 120-150 тонн, оснащенные четырехугольными парусами.

Флотилия Васко да Гамы

Главным штурманом экспедиции был выбран опытнейший Перу Аленкер, который ходил к мысу Доброй Надежды с Бартоломеу Диашем. В его распоряжении были самые современные морские карты и лучшие навигационные приборы того времени.

Помимо матросов, в состав экспедиции были включены священник, астроном, писарь, переводчики с арабского и туземных африканских языков.

Понимая опасность предстоящего плавания, команда была вооружена, что называется, «до зубов». На флагмане «Сан-Габриэл» и на судне «Сан-Рафаэл» было установлено по 20 тяжелых артиллерийских орудий, не считая фальконетов. «Берриу» разместил на своем борту 12 пушек. Помимо огнестрельного оружия, на борт загрузили огромное количество холодного оружия, а также арбалеты.

8 июля 1497 года в торжественной обстановке армада вышла из Лиссабона и взяла курс на юг.

1497 Васко да Гама

Отплытие Васко Да Гамы в Индию в 1497 году. Картина Альфредо Роке Гамейро

Лиссабон – Мыс Доброй Надежды

Выйдя из Лиссабона, армада взяла курс на Канарские острова. Однако, подойдя к Канарам, португальцы не стали там останавливаться, дабы не раскрывать цель и маршрут экспедиции испанцам, которые в то время владели этим архипелагом.

Первую остановку флотилия сделала на островах Зеленого мыса, где пополнила запасы, а затем продолжила движение на юг.

Вплоть до берегов Гвинеи эскадру сопровождал Бартоломеу Диаш, который затем направил свой корабль к крепости Сан-Жоржи-да-Мина, а Васко да Гама продолжил свой путь.

Зная от Бартоломеу Диаша о том, что вдоль побережья Африки дуют постоянные встречные ветра и присутствуют сильные течения, Васко да Гама направил свои корабли от Гвинеи на запад-юго-запад, далеко в открытый океан. Примерно в районе экватора флотилия круто повернула на юго-восток и направилась прямо к Мысу Доброй Надежды.

Если взглянуть  на карту Атлантики, то такая замысловатая дуга может показаться нелогичной. Но на самом деле, это был самый быстрый способ дойти под парусом  из Европы до Мыса Доброй Надежды. Следуя через центральную и западную часть Атлантики, парусные суда шли не только по ветру, но и «седлали» попутные океанские течения, которые выносили их точно к южной оконечности Африки

4 ноября 1497 года португальская армада причалила к небольшой бухте на юге Африки. Здесь Васко да Гама планировал остановиться для ремонта кораблей. Удобную гавань позже назвали именем Святой Елены. Сегодня здесь находится город Сент-Хелина-Бей (ЮАР). Отсюда до Мыса Доброй Надежды было уже совсем подать рукой.

Сент-Хелина-Бей ЮАР

Интересный факт. С момента отплытия из Лиссабона до высадки в бухте Святой Елены, португальские моряки пробыли в открытом океане почти 4 месяца, не сходя на берег. Это был новый мировой рекорд автономного плавания в океане, доселе принадлежавший Колумбу, который во время своей первой экспедиции в Америку в 1492 году провел в Атлантике 71 день

Как выяснилось, здешние берега оказались обитаемыми, а местное население не слишком дружелюбным. В бухте Святой Елены произошло первое вооруженное столкновение португальцев с бушменами, во время которого Васко да Гама был ранен стрелой в ногу и португальцы были вынуждены искать другое место для ремонта.

Погода во второй половине ноября у побережья Южной Африки не задалась. Океан сильно штормило и флотилия с большим трудом обогнула мыс Доброй Надежды, сильно поистрепавшись. Состояние кораблей требовало срочного ремонта и Васко да Гама приказал остановиться в бухте Мосселбай. Осмотр показал, что грузовое судно флотилии получило столь сильные повреждения, что его ремонт был нецелесообразен. Васко да Гама приказал сжечь корабль, предварительно перегрузив припасы на остальные суда.

15 декабря 1497 года флотилия Васко да Гамы миновала крайнюю точку, которой 9 лет назад удалось достичь Бартоломеу Диашу. Дальше, на северо-восток простирались берега, еще неизвестные европейцам.

К концу декабря 1497 года португальцы находились, примерно, на 31° ю.ш., напротив берегов, которым Васко да Гама дал имя Натал, что в переводе означает «рождество».

Вдоль побережья Восточной Африки. Переход из Малинди в Индию

Обогнув южную оконечность Африки, португальцы взяли курс на северо-восток, держась поблизости от берега.

К концу января 1498 года экспедиция достигла устья африканской реки Замбези. Здесь португальцы простояли около месяца, ремонтируя корабли. Здесь же, от местных туземцев Васко узнал, что в эти края уже наведывались торговцы на больших кораблях. Вероятнее всего, это были арабские купцы.

24 февраля португальская флотилия продолжила путь на север и спустя 5 дней достигла порта Мозамбик, который в те времена был крупной площадкой работорговли. Арабские одномачтовые суда (доу) регулярно бывали здесь, вывозя золото, слоновую кость и рабов.

Здесь, в Мозамбике, Васко да Гама получил аудиенцию у местного султана, однако, португальцы были приняты им весьма прохладно. Европейцам дали понять, что они здесь не слишком желанные гости. Обидевшись на столь недружественный прием, Васко да Гама поспешно вышел в море, при этом, приказал обстрелять из пушек прибрежные селения.

К концу февраля 1498 года португальская флотилия подошла к порту Момбаса (совр. территория Кении). Не встретив в Момбасе дружественного приема, Васко приказал захватить арабское судно и взять его экипаж в плен.

Двигаясь на север вдоль побережья Африки, Васко да Гама вскоре достиг Малинди (совр. территория Кении). Шейх этого города весьма дружелюбно встретил Васко да Гаму, поскольку, давно враждовал с Момбасой и видел в португальцах потенциальных союзников.

Малинди падран Васко да Гамы

В Малинди европейские моряки впервые встретили индийских купцов, что явно указывало на близость заветной цели. Однако, лежавший к востоку Индийский океан был совершенно неведом португальцам и они решили найти в Малинди лоцмана, который знал морской путь в Индию.

Целый ряд историков высказывают мнение, что лоцманом, указавшим португальцам путь в Индию, был известный арабский мореплаватель и картограф Ахмад ибн Маджид – автор нескольких десятков трудов по астрономии, географии и мореплаванию. Достоверного подтверждения этой версии не имеется, но в ее пользу может свидетельствовать тот факт, что лучшего знатока западной части Индийского океана, нежели Ахмад ибн Маджид, в те времена было не сыскать.

Подгоняемая свежим муссоном, португальская флотилия взяла курс на северо-восток и вечером 20 мая 1498 года остановилась на рейде порта Каликут на Малабарском побережье Индии. Сегодня этот город носит название Кожикоде и входит в состав индийского штата Керала.

Васко Да Гама в Каликуте

Васко Да Гама в Каликуте. Картина португальского художника Альфредо Роке Гамейро

Васко да Гама в Каликуте

Высадившись в Каликуте, португальцы, к своему удивлению, обнаружили здесь не дикую землю, населенную туземцами, а вполне развитую цивилизацию.

К концу 15 века Каликут являлся крупнейшим торговым и транспортным центром, через который шел транзит пряностей и драгоценностей. Основными покупателями этих товаров были арабские купцы, которые прекрасно знали о существовании европейских стран.

Город Каликут

Город Кожикоде (Каликут) в наши дни

Европейских моряков встречал лично заморин (правитель) Каликута, который приказал выстроить в парадный строй 3 000 солдат, приветствовавших заморских гостей. Столь высокие почести сначала показались португальцам признаком глубокого уважения и почтения, но дальнейшие события показали, что они ошибались.

Во время аудиенции у заморина, Васко да Гама передал тому подарки, однако, они не произвели на правителя должного впечатления и даже огорчили его. Дело в том, что Васко да Гама, полагавший, что местная знать представляет собой полудиких туземцев, отослал правителю Каликута в качестве даров всякий бесполезный хлам — цветные бусы, шляпы с перьями и т.п. предметы. Этот, казалось бы, незначительный инцидент, весьма охладил дальнейшие взаимоотношения европейцев с местной элитой.

Васко да Гама

Масла в огонь подливали и мусульманские торговцы, всячески настраивавшие заморина против непрошеных гостей. Арабы, чьи торговые связи простирались не только на Восток, но и в Европу, догадывались, что представители «европейской цивилизации» пришли сюда вовсе не с миссионерскими целями, а для установления жесткой колониальной власти.

В целом, местная знать и влиятельные арабские купцы отнеслись к Васко да Гаме не как к уважаемому посланнику короля, а как к заезжему пирату. Такое пренебрежительное отношение сильно задело гордого и высокомерного португальца.

Объективности ради, нужно отметить, что трения между португальцами и местной знатью были обусловлены не только настороженным отношением со стороны заморина Каликута, но и весьма скверным характером самого Васко да Гамы. Как современники, так и историки отмечают, что Васко был весьма жаден, гневлив и деспотичен, а конфликты предпочитал решать не с помощью дипломатии, а грубой физической силой

Васко да Гама при жизни

Раздумывая о дальнейших планах, Васко да Гама простоял в порту Каликута до августа, регулярно принимая у себя на борту любопытных горожан.

Незадолго до отплытия португальцев, обстановка накалилась до предела. 9 августа Васко да Гама направил заморину письмо, в котором попросил того передать в дар португальскому королю несколько мешков пряностей. В ответ правитель Каликута потребовал выплатить за товар таможенные пошлины и одновременно приказал задержать находившихся на берегу португальцев, обвинив их в шпионаже.

Узнав об этом, находившийся на флагманском корабле Васко да Гама, немедленно взял в качестве заложников полтора десятка знатных жителей Каликута, которые в это время гостили на судне.

Ситуация вскоре разрешилась но после этого инцидента оставаться в Индии больше было нельзя и Васко отдал приказ готовиться к отплытию.

Освободив часть заложников, 29 августа 1498 года Васко да Гама вышел из Каликута в море. При этом, у него на борту оставались несколько знатных горожан-индусов.

Покидая Каликут, Васко да Гама, затаил обиду и имел твердое намерение возвратиться сюда, чтобы огнем и мечом утвердить власть португальского короля над этой богатой заморской территорией.

Спустя годы, Васко еще дважды вернется на эти берега, разорит Каликут, уничтожит индийский флот, прольет реки крови, жестоко расправится с местными властителями и станет вице-королем Индии. Но это уже совсем другая история…

Возвращение в Португалию

Обратный путь к берегам Африки оказался более длительным и сопровождался жарой и тропическими болезнями, которые выкосили немалую часть команды.

От Каликута флотилия направилась вдоль побережья Индии на север. Скорость продвижения была крайне низкой из-за слабых ветров. 20 сентября 1498 года португальцы сделали остановку у острова Анджедив, где приступили к ремонту судов.

Обратный путь от Индии до Малинди занял три с лишним месяца.

2 января 1499 года португальцы подошли к африканскому берегу у города Могадишо (сейчас – столица Сомали). Опасаясь высаживаться на берег, Васко да Гама обстрелял город из бомбард и приказал двигаться на юг вдоль побережья Африки.

7 января флотилия прибыла в Малинди, где португальцы были приняты местным шейхом, который любезно предоставил морякам отдых и свежую пищу.

К этому времени общая численность команды уменьшилась настолько, что 13 января 1499 года на стоянке южнее Момбасы Васко да Гама приказал сжечь один из кораблей. Это был «Сан-Рафаэл», которым командовал Паулу да Гама

28 января 1499 года португальцы прошли мимо острова Занзибар, а 1 февраля сделали непродолжительную остановку на побережье Мозамбика.

20 марта 1499 года флотилия миновала мыс Доброй Надежды и взяла курс на север – домой.

Благодаря свежему попутному ветру, уже 16 апреля остатки флотилии достигли островов Зеленого Мыса. Здесь Васко да Гама сделал остановку, послав  вперед «Берриу», который 10 июля 1499 года прибыл в Португалию, возвестив об успехе экспедиции.

Сам командор был вынужден задержаться на островах по причине смертельной болезни своего брата Паулу, который просил похоронить его на португальской земле. Понимая, что брат не дотянет до Лиссабона, Васко доставил его на Азорские острова, где Паулу скончался и был похоронен в монастыре Сан-Франциско в городе Ангра-ду-Эроишму на острове Терсейра.

Паулу да Гама

Паулу да Гама. Предполагаемое изображение

18 сентября 1499 года Васко да Гама торжественно возвратился в Лиссабон.

Из более, чем 100 человек, отправившихся два года назад в опасное плавание, домой вернулось лишь 55 на двух судах «Сан-Габриэл» и «Берриу».

Два других судна были утеряны: безымянное транспортное судно было сожжено еще на пути в Индию, а «Сан-Рафаэл» постигла та же судьба во время возвращения в Португалию.

Однако, с экономической точки зрения вояж в Индию оказался сверхприбыльным — выручка от продажи товаров, которые Васко да Гама привез в Португалию, в 60 раз превысила затраты на экспедицию!

Васко да Гама был встречен на родине как настоящий герой. За заслуги перед отечеством ему был присвоен знатный титул «дона» и солидная пенсия в 1 000 крузаду.

Впереди Васко да Гаму ждали еще два плавания в Каликут, которые принесут ему еще более громкую славу и титул вице-короля Индии.

Маршрут Васко да Гамы

Итоги и значение экспедиции

  • Благодаря первому плаванию Васко да Гамы в Индию, Португалия получила возможность дальнейшей колонизации этой богатейшей страны. Во многом, именно первая экспедиция заложила будущий фундамент Португалии, как одной из крупнейших колониальных держав мира
  • На многие годы Индия и ее богатства стали главным двигателем португальской экономики
  • Открытие морского пути в Индию стало «трамплином» для дальнейшей экспансии португальцев на восток. Следующим их шагом стала колонизация Островов Пряностей
  • Вплоть до открытия Суэцкого канала в 1869 году, разведанный португальцами морской путь вокруг мыса Доброй Надежды, был главным торговым маршрутом, связывающим  Европу с Индией и Китаем
  • В результате экспедиции, европейская географическая наука обогатилась новыми знаниями о прежде неизведанных территориях в Африке и Индии, а морские навигационные карты были дополнены новыми маршрутами

Среди всех известных мореплавателей Васко да Гама является одним из наиболее знаменитых персонажей. Его имя увековечено не только в архитектуре, литературе и искусстве, но и в сотнях географических названий.

На родине Васко да Гама считается одним из наиболее выдающихся деятелей в истории Португалии. Память о мореплавателе живет и в бывших португальских колониях. Например, в Бразилии в честь Васко назван один из сильнейших футбольных клубов Южной Америки.

В родном городе Васко да Гамы – Синише, в честь великого земляка установлен памятник, который расположен прямо напротив церкви, в которой крестили будущего покорителя морей.

И даже в Космосе есть объекты, носящие имя знаменитого морехода. Так, в честь великого португальца был назван один из кратеров на Луне.

В индийском штате Гоа в честь выдающегося португальца был назван город, основанный в 1543 году.

Прах великого и ужасного Васко да Гамы, имя которого наводило ужас на весь Малабарский берег, ныне хранится в монастыре Жеронимуш под Лиссабоном.

На его могиле начертаны следующие слова: «Здесь покоится великий аргонавт дон Васко да Гама, первый граф Видигейры, адмирал Восточной Индии и ее знаменитый открыватель»