В сегодняшнем материале мы расскажем читателям сайта об одной из самых известных американских подводных лодок в истории — USS Sailfish (SS-192), более известной под своим первоначальным названием «Сквалус».

История постройки

Ставшая знаменитой подводная лодка, была заложена 18 октября 1937 года на военно-морской верфи Портсмут в штате Мэн. Подлодка «Squalus» строилась в рамках американского проекта субмарин «Sargo class».

Спуск на воду лодки USS Squalus состоялся 14 сентября 1938 года. Первым капитаном судна стал лейтенант Оливер Накин.



Squalus build
Строительство ПЛ «Сквалус»

Конструкция и вооружение

«Сквалус» относился к типу крейсерских дизельных подводных лодок.

Экипаж лодки состоял из 59 человек.

Силовые агрегаты субмарины были представлены 4 дизелями компании General Motors, 2 из которых работали на винты, а 2 – на генераторы.

Электромоторов также было четыре. Их работа обеспечивалась двумя аккумуляторными батареями по 126 элементов каждая.

USS Squalus 1938
Субмарина в Портсмуте. 1938 год

Основные характеристики:

  • Скорость (надводная) — 21 узел
  • Скорость (подводная) — 8,75 узлов
  • Рабочая глубина погружения — 76 м
  • Автономность плавания под водой: 48 часов при скорости 2 узла (подводная)
  • Водоизмещение надводное — 1470 т
  • Водоизмещение подводное — 2390 т
  • Длина — 94,64 м
  • Ширина — 8,18 м
  • Средняя осадка — 5,067 м
Вооружение

Главный арсенал подлодки «Сквалус» состоял из 24 торпед, для пуска которых на носу и в корме имелось по четыре торпедных аппарата.

Артиллерийское вооружение сумбарины было представлено палубным орудием. Также на лодке имелось 4 пулемета для атаки воздушных целей.

USS Squalus 1938 год
Команда USS Squalus на построении

23 мая 1939 года: трагедия и чудесное спасение «Сквалуса»

В этот майский день ничего не предвещало беды. Субмарина USS Squalus вышла в море у побережья Нью-Гэмпшира, где приступила к совершению плановых тестовых погружений, которые проводились в этом районе с 12 мая. С этого времени Squalus выполнила уже 18 успешных погружений и утром 23 мая снова вышла в заданный район. На борту субмарины находилось 59 человек.

Совершив плановое погружение у берегов небольшого архипелага Шолс, лодка вдруг внезапно начала тонуть по причине отказа впускного клапана. Стремительно прибывающая вода моментально затопила кормовой торпедный отсек, оба моторных отсека и кубрик. Находившиеся в этой части «Сквалуса» 26 членов экипажа погибли практически мгновенно.

Оставшаяся часть команды сумела в экстренном порядке задраить отсеки, не допустив их затопления. Однако, количество воды, поступившей в корпус субмарины, оказалось критическим и лодка, несмотря на продувание всех балластных цистерн, легла на грунт на глубине 74 метра. Вариант с выходом наружу с помощью индивидуальных спасательных аппаратов был исключен практически сразу по причине слишком большой глубины. Все, что оставалось  теперь делать подводникам – это надеяться, что их найдут и спасут. Шансы на это имелись, поскольку, место затопления находилось в прибрежном судоходном районе. Кроме того, из лодки на поверхность океана был успешно выброшен аварийный буй.

Спасательная операция

На берегу тревогу забили сразу после того, как «Сквалус» не вышел на сеанс связи в назначенное время. На поиски пропавшей субмарины вышла подлодка USS Sculpin (SS-191), которая первой обнаружила аварийный буй возле островов Шолс.

Практически сразу же удалось установить контакт с экипажем лодки через телефонный кабель аварийного буя, однако, вскоре он порвался и связь прекратилась.

Через некоторое время на место аварии прибыло спасательное судно USS Falcon (AM-28), на борту которого находились Чарльз Момсен и Аллан Мак-Кенн – авторы и разработчики специального водолазного колокола. От знаний и навыков этих двух людей зависели жизни  33 моряков, запертых в стальном корпусе «Сквалуса».

Charles Momsen USA
Чарльз Момсен

Главная роль в спасении подводников была отведена спасательной камере. Это устройство представляло собой металлическую форму в виде перевернутой груши весом 9 тонн, высотой около 3 метров и диаметром 2,4 м. в самой широкой части. Этот аппарат специально проектировался для спасения подводников из затонувшей подводной лодки. В нижней части камеры имелась специальная резиновая прокладка, которая позволяла герметично присоединиться к спасательному люку субмарины. После присоединения к люку, из нижней части камеры откачивалась вода, затем люк открывался и подводники могли свободно перейти в колокол.

Камера Момсена
Рисунок спасательной камеры

Несмотря на то, что это была крайне сложная спасательная операция, уже через 21 минуту после первого присоединения камеры к спасательному люку, первые 7 подводников были подняты на поверхность. В следующие три погружения были спасены все оставшиеся пленники «Сквалуса»

В результате трагедии погибли 26 членов экипажа, 33 моряка были спасены. История с подводной лодкой «Сквалус» стала одним из немногих случаев в истории подводного флота, когда моряков удалось спасти с такой большой глубины и единственным в истории успешным использованием подводного колокола.

Подводная лодка пролежала на морском дне до конца 1939 года, после чего ее подняли и приступили к обследованию.

Поднятие USS Squalus
Подъем USS Squalus на поверхность

Официальной причиной трагедии был признан отказ впускного клапана вследствие заводского дефекта. Осмотр показал, что вода заполнила отсеки настолько стремительно, что ни один из погибших подводников не успел надеть индивидуальный спасательный аппарат.



В 2001 году по мотивам этих событий режиссером Джеймсом Кичем был снят фильм «Срочное погружение». Роль Чальза Момсена в этой картине сыграл известный актер Сэм Нилл.

Ремонт и восстановление функциональности подлодки были завершены к началу 1940 года. В этот же период подводная лодка обрела новое имя – «USS Sailfish SS-192». В мае 1940 года субмарина была введена в строй. Новым командиром субмарины был назначен коммандер-лейтенант Мортон Мамма.

USS Sailfish SS-192
USS Sailfish на фоне небоскребов Нью-Йорка. 1941 год

Боевые походы

16 января 1941 года «Sailfish» вышла из родной базы в Портсмуте и направилась в Тихий океан через Панамский канал. В начале марта 1941 года субмарина прибыла в ставшую вскоре знаменитой военно-морскую базу Перл-Харбор на Гавайях. В день нападения на нее японцев, USS Sailfish SS-192 находилась на Филиппинах.

Первое боевое крещение субмарины состоялось в декабре 1941 года у западного побережья филиппинского острова Лусон. Обнаружив десантное соединение японцев, в ночь на 13 декабря 1941 года «Сейлфиш» попыталась торпедировать два вражеских эсминца, но безрезультатно. После этого японцы забросали американскую подлодку глубинными бомбами, что вызвало нервный срыв у командира «Sailfish» и после прибытия на берег он был отстранен от должности.

Следующим командиром субмарины был назначен бывший шкипер подлодки USS Sealion (SS-195) Ричард Воуг, который в декабре 1941 года вывел «Сейлфиш» во второй военный поход.

Ричард Воуг
Ричард Воуг

Утром 27 января 1942 года Воуг заметил между островами Хальмахера и Минданао японский крейсер и не всплывая на поверхность выпустил по нему 4 торпеды. По сообщению американцев, атака оказалась удачной, однако, точных сведений о ее результатах не имеется, поскольку, «Сейлфиш» был вынужден уйти из района торпедирования. 14 февраля 1942 года субмарина прибыла в базу Чилачап на южном побережье острова Ява для пополнения запасов топлива и торпед.

19 февраля 1942 года лодка проследовала через Ломбокский пролив в Яванское море, где приступила к поиску целей. 2 марта «Сейлфиш» неудачно атаковала японский эсминец, после чего была вынуждена уйти ни глубину. В этот же день  американские подводники заметили у входа в Ломбокский пролив крупное японское судно, шедшее в сопровождении нескольких эсминцев. Воуг выпустил сразу 4 торпеды, из которых 2 попали в цель. Капитан успел заметить, что на борту судна начался сильный пожар, после чего отдал приказ на срочное погружение.

В течение последующих полутора часов «Sailfish» подвергался глубинной бомбардировке, но сумел уйти невредимым. 19 марта 1942 года подводная лодка пришвартовалась в австралийском Фримантле, где была встречена с большим триумфом. На тот момент считалось, что капитан Воуг сумел поразить крупный японский авианосец «Кага», однако, впоследствии выяснилось, что жертвой подводной атаки стал японский авиапаром «Камогава-мару» (6800 тонн), который перевозил самолеты, оборудование и личный состав ВМС Японии. Огромное судно пошло ко дну, унеся с собой весь груз, а также жизни более 300 военнослужащих, включая 48 японских летчиков.

Четвертый поход продлился с 22 марта по 21 мая 1942 года. В течение этого времени  подлодка бороздила воды Яванского и Целебесского морей. Два месяца патрулирования не принесли результатов и субмарина вернулась в Фримантл.

Фримантл Австралия
Порт Фримантл в наши дни

Летний поход «Сейлфиш» продолжался с 13 июня по 1 августа 1942 года. На этот раз американские подводники работали в Южно-Китайском море, патрулируя побережье Индокитая. 9 июля 1942 года капитан Воуг обнаружил японский сухогруз и выпустил по нему 2 торпеды, после чего сразу же погрузился. Уже находясь под водой, на лодке услышали взрыв, однако, до настоящего времени достоверно неизвестно – затонул сухогруз или нет. Японские послевоенные документы факт гибели своего судна в этот день в указанном районе не подтверждают.

После возвращения из пятого похода, «Сейлфиш» была перебазирована в Брисбен и получила нового командира. Им стал Джон Мур. 13 сентября 1942 года субмарина вышла в свой 6-й поход, отправившись к Западным Соломоновым островам. В этом походе американцам не удалось записать на свой счет результативных атак. 1 ноября 1942 года лодка вернулась в Брисбен.

24 ноября 1942 года «Sailfish» вышла в 7-й поход в район к югу от Новой Британии. Лодка находилась в море до 15 января 1943 года, совершив за это время несколько безрезультатных атак, после чего прибыла в Перл-Харбор.

До конца апреля 1943 года судно находилось на плановом капитальном ремонте, после чего отправилось в свой 8-й океанский поход, который продлился с 17 мая по 3 июля 1943 года. На этот раз субмарина отправилась практически в самое логово врага – к восточному побережью японского острова Хонсю, где наблюдался весьма оживленный судовой трафик. 15 июня 1943 года «Сейлфиш» обнаружила два сухогруза в сопровождении противолодочных кораблей и произвела атаку тремя торпедами, одна из которых поразила цель. Жертвой оказался японский транспорт, который от мощного взрыва разломился пополам и затонул.

1943 подводная лодка
Субмарина «Sailfish» в море. 1943 год

Спустя 10 дней американские подводники снова праздновали успех. На этот раз «Сейлфиш» потопила грузопассажирское японское судно «Ибури-мару». После этого, сумбарина была вынуждена в течение 10 часов прятаться на глубине от кораблей противолодочной охраны и самолетов, которые сбросили  на лодку около сотни глубинных бомб.

3 июля 1943 года «Sailfish» благополучно вернулась в Мидуэй. Несмотря на удачный поход к берегам Японии, капитан лодки Джон Мур после возвращения на базу был освобожден от должности. Новым командиром судна стал Уильям Р. Лефавур, который и вывел лодку в 9-й поход, проходивший с 25 июля по 16 сентября 1943 года. В течение этого времени подводники патрулировали район Формозы (Тайвань) и побережья у острова Окинава. За весь поход субмарина не произвела ни одной атаки и 16 сентября вернулась в Перл-Харбор. Этот поход стал единственным для капитана Лефавура. В новый, десятый поход лодку вывел уже Роберт Уорд, которому суждено было стать самым успешным капитаном USS Sailfish SS-192.

17 ноября 1943 года капитан Уорд вывел подлодку из Перл-Харбора и взял курс к южному берегу острова Хонсю. Ночью 3 декабря 1943 года, находясь в 390 километрах от японского берега, акустик обнаружил цель, которой оказался авианосец  «Тюё», шедший в сопровождении крейсера и двух эсминцев.

Выбрав позицию, Уорд дал команду атаковать неприятеля, выпустив по авианосцу 4 торпеды с дистанции почти 2 км. Две из выпущенных торпед попали в цель, после чего лодка стремительно ушла на глубину, где переждала атаку глубинными бомбами. Спустя несколько часов, обнаружив, что авианосец по-прежнему на плаву, капитан Уорд принял решение повторно атаковать цель.

С рассветом «Сейлфиш» выпустила по «Тюё» 3 торпеды, а спустя некоторое время добила авианосец еще двумя выстрелами. Получив критические повреждения, огромный корабль ушел на дно, унеся с собой жизни 1250 человек

Тюе Япония судно
Уничтоженный авианосец «Тюё»

Команда «Sailfish» ликовала и для этого у него были все основания. «Тюё» стал первым авианосцем в истории американского флота, который удалось потопить выстрелом с субмарины! Роберт Уорд и его бравые подводники в одночасье стали героями нации!

Радость от успеха оказалась омрачена одним обстоятельством: как выяснилось позднее, на потопленном авианосце находились пленные американские подводники с лодки USS Sculpin (SS-191) – той самой, которая в 1939 году первой обнаружила терпящий бедствие «Сквалус» у берегов архипелага Шолс. Из 21 пленного моряка выжил только один. Остальные утонули вместе с японцами.

13 декабря 1943 года «Сейлфиш» закрепил успех, атаковав транспортный конвой к югу от острова Кюсю. Под покровом ночи американцы выпустили 4 торпеды по двум японским сухогрузам, в результате чего, один из них — «Тотай-мару», разломился пополам и затонул.

Ближе к концу похода, 21 декабря 1943 года субмарина уничтожила еще одно японское судно. На этот раз жертвой стал сухогруз «Уё-мару».

5 января 1944 года подлодка триумфально возвратилась в Перл-Харбор, где ее экипажу была вручена почетная награда — Крест ВМС США. Десятый поход USS Sailfish SS-192 стал самым результативным в истории этой субмарины.

До середины лета 1944 года подводная лодка находилась на капремонте, после чего 9 июля вышла в свой 11-й боевой поход. На этот раз «Сейлфиш» действовал в составе группировки субмарин в районе островов Лусон и Формоза, где капитан Уорд снова сумел отличиться. 24 августа 1944 года лодка атаковала 2100-тонный японский транспорт «Тоан-мару», который от мощного взрыва разломился пополам и затонул.

 USS Sailfish SS-192 1944 год
Подлодка USS Sailfish SS-192. Фото 1944 года

В свой последний боевой поход второй мировой войны «Сейлфиш» вышла в сентябре 1944 года, снова отправившись к берегам Формозы, где лодка принимала участие в операциях по спасению американских пилотов, самолеты которых были сбиты японцами в указанном районе. Осенью 1944 года силы ВВС США успешно бомбили японские базы на Тайване, но при этом несли заметные потери, поскольку, японцы отчаянно сопротивлялись.

12 октября 1944 года подводная лодка подобрала с поверхности океана сразу 12 военных летчиков, при этом, подводникам пришлось вступить в бой с патрульным судном японцев, которое пыталось взять пилотов в плен. С помощью палубной артиллерии «Sailfish» потопила неприятельский корабль и спасла летчиков, которые 24 октября были благополучно доставлены на базу Сайпан.

Вернувшись в заданный район, лодка продолжила поход, который завершился 11 декабря 1944 года в Перл-Харборе. На этом участие субмарины во второй мировой войне закончилось.

ПЛ «Сквалус» после войны

В течение нескольких месяцев 1945 года «Сейлфиш» использовалась в качестве учебного тренажера в Нью-Лондоне и Гуантанамо. 2 октября 1945 года подлодка прибыла в родную гавань Портсмут.

Послевоенная жизнь знаменитой субмарины оказалась недолгой. В конце октября 1945 года ее списали на берег, а в апреле 1948 года подводная лодка была продана на металлолом, за исключением боевой рубки, которая в настоящее время установлена на территории военно-морской верфи в городе Киттери (штат Мэн).

Рубка USS Sailfish SS-192