Последний поход немецкой субмарины U-864, завершившийся ее гибелью в ледяных водах Северного моря, овеян ореолом таинственности. Сегодня мы расскажем читателям сайта об истории рождения и гибели этой подводной лодки.
История постройки
История U-864 началась в июне 1941 года, когда военно-морское ведомство Германии отдало заказ на ее строительство. Однако, до того момента, пока оно началось, прошло немало времени. Фактически, субмарина была заложена лишь 15 октября 1942 года на верфи компании AG Weser в Бремене.
U-864 изначально проектировалась как подводная лодка повышенной автономности и разрабатывалась в рамках серии IXD2.
Строительство подводной лодки затянулось до лета следующего года. 12 августа 1943 года U-864 была спущена на воду, а в состав Кригсмарине вошла лишь 9 декабря 1943 года.

Первым и единственным командиром субмарины был корветтенкапитан Ральф-Реймар Вольфрам (1912-1945).

Конструкция и вооружение
U-864 относилась к классу океанских крейсерских лодок и имела выдающийся запас автономного надводного хода – около 30 000 километров при скорости 10-11 узлов.
Экипаж субмарины состоял из 73 человек.
В надводном положении лодка приводилась в движение с помощью двух дизелей мощностью 2200 л.с. каждый. Под водой включались в работу два электродвигателя мощностью по 500 л.с. каждый.

Основные характеристики:
- Длина корпуса: 87,6 м.
- Ширина корпуса: 7,50 м.
- Высота: 10,2 м.
- Надводная скорость: 19,2 узла
- Подводная скорость: 6,9 узла
- Предельная глубина погружения: 230 метров
- Надводное водоизмещение: 1616 т.
- Подводное водоизмещение: 2150 т.
Вооружение:
U-864 имела 6 торпедных аппаратов и могла нести на борту 24 торпеды.
Для ведения боя в надводном положении на лодке имелась артиллерийская установка и запас снарядов в количестве 150 штук.
В октябре 1944 года на лодку был установлен шнорхель — устройство, позволяющее идти на дизеле в подводном положении на небольшой глубине.
Годы службы
После включения лодки в состав германских ВМФ, U-864 почти целый год числилась в 4-й учебной флотилии, где новые субмарины доводились до стадии готовности к участию в реальных боевых походах.
1 ноября 1944 года U-864 вошла в состав 33-й флотилии. В течение декабря 1944 года лодка совершила три коротких перехода: с 5 по 9 декабря 1944 из немецкого Киля в норвежский Хортен, с 27 декабря по 30 декабря 1944 года — из Хортена в Фарсунд, с 1 по 5 января 1945 года – из Фарсунда в Берген, где у немцев располагалась крупная база подводных лодок.
5 января 1945 года субмарина прибыла в Берген, где началась ее подготовка к далекому и опасному походу в Японию. Но более подробно об этом читайте в следующем разделе.
За все время своей службы U-864 не принимала участия в реальных боевых действиях и не выпустила ни одной торпеды по цели
Cудьба U-864
В свой единственный и как выяснилось, последний поход, субмарина под командованием капитана Вольфрама вышла 8 февраля 1945 года из норвежского Бергена.
Перед лодкой была поставлена задача по транспортировке в союзную Японию секретных стратегических материалов, в том числе деталей от реактивных двигателей и большого запаса ртути. Помимо этого, на борту находились запчасти и схемы по сборке новых «Мессершмиттов».
Несмотря на то, что японский поход U-864, носивший кодовое название «Цезарь», готовился в условиях повышенной секретности, британская разведка уже давно «пасла» эту лодку и имела основания полагать, что именно она повезет стратегический груз в Страну Восходящего Солнца .
Маршрут U-864 должен был пролегать через всю Атлантику (с севера на юг). Затем, минуя мыс Доброй Надежды, лодка должна была выйти в Индийский океан и следовать до порта Пенанг в Малайзии.

Выйдя из Бергена с грузом ртути в количестве около 67 тонн, U-864 взяла курс на запад. Сначала ничто не предвещало проблем, однако, вскоре у лодки возникли технические неполадки с одним из дизелей и капитан был вынужден сообщить об этом на берег. С базы была получена обратная радиограмма, предписывавшая Вольфраму следовать к маяку на острове Федье.
Радиограмма была перехвачена британской подводной лодкой HMS Venturer под командованием лейтенанта Джеймса Лондерса, который со своей командой патрулировал воды у западного побережья Норвегии. Нахождение британской лодки именно здесь не было случайным: перед Лондерсом стояла конкретная задача — отследить и уничтожить U-864, о секретной миссии которой англичане знали, благодаря своей разведке и талантливым дешифровальщикам.

9 февраля 1945 года, около 8-40 акустик Venturer услышал шум винтов U-864, а вскоре британцы заметили перископ немецкой субмарины, при том, что сами тоже находились в подводном положении. Заметив опасность, немцы пошли зигзагом, но англичане уже плотно сели им на хвост. После длительного маневрирования и прицеливания, в 12-12 Venturer, не всплывая на поверхность, выпустил по U-864 четыре торпеды с интервалом в 17 секунд. От первых трех немцам удалось уклониться, однако четвертая торпеда попала в цель, поразив корму от ограждения рубки.
Мощный взрыв разломил корпус лодки пополам и она мгновенно затонула. Из 73 членов экипажа спастись не удалось никому. Вместе с U-864 на дно ушел и весь перевозимый ею смертоносный груз
U-684 стала уже второй жертвой «Вентурера». В ноябре 1944 года британская субмарина в Северной Норвегии потопила немецкую лодку U-771.
Координаты затопления подлодки U-864: 60°46′ с.ш. 04°35′ в.д.
Считается, что атака Venturer на U-864 является единственным примером успешного поражения цели в условиях, когда обе подлодки находились в подводном положении.
U-864 в наши дни
До настоящего времени U-864 продолжает находиться на дне Северного моря, к западу от острова Федье, на глубине 150 метров.
Точное местонахождение субмарины было обнаружено в 2005 году, в результате совместной экспедиции ВМС Норвегии и британского Национального морского музея. В ходе обследования лодки было установлено, что перевозимый ею груз в количестве 67 тонн металлической ртути также находится на морском дне.

Произведенными замерами было установлено, что морская вода в этом районе имеет признаки незначительного ртутного загрязнения. По оценкам специалистов, количество ртути, вытекающей из специальных контейнеров, находящихся в лодке, оценивается, примерно в 4 килограмма в год. По мнению экологов, в случае, если случится массовая утечка ртути, это вызовет региональную экологическую катастрофу, при этом, примерно за 2 недели отравленная вода дойдет до Баренцева моря и побережья России на Кольском полуострове.
После обнаружения утечки ртути, норвежские экологи забили тревогу и поставили вопрос о подъеме лодки на берег с целью дальнейшей утилизации опасного груза. В течение последующих нескольких лет по этому вопросу проводились консультации и наконец, в 2009 году было принято положительное решение о поднятии U-864.
Однако, впоследствии работы были приостановлены, а вскоре норвежские власти и вовсе пересмотрели свое решение и сейчас готовят операцию по захоронению «подводного Чернобыля» под толстым слоем грунта и щебня
О судьбе лодки U-864 было снято несколько документальных фильмов. К сожалению, большинство из них англоязычные. На русском языке есть лишь фильм канала Россия-24, посвященный современной ситуации с ртутной опасностью, исходящей от затонувшей субмарины.