Количество опубликованных на русском языке материалов о британских субмаринах времен второй мировой войны, к сожалению, не слишком велико. Наш сайт по мере своих скромных возможностей будет пытаться исправить эту ситуацию.
Сегодня мы расскажем об одной из наиболее известных субмарин Королевского ВМФ – подводной лодке «Trident».
История постройки
Субмарина HMS Trident была построена в рамках крупного британского проекта дизельных подводных лодок типа «Т» или «Тритон» (T/Triton class). Этот проект был разработан в 1930-е годы и всего в его рамках на воду было спущено 53 судна.
Все подводные лодки серии «Тритон» имели названия, начинающиеся на букву Т. Не стала исключением и субмарина «Trident», что в переводе на русский язык означает «трезубец».
Строительство субмарины началось в 1937 году на верфи «Cammell Laird» в Биркенхэде на западе Англии и продолжалось несколько месяцев. HMS Trident была введена в эксплуатацию 7 декабря 1938 года.

1 октября 1939 года лодка была принята в состав Королевского ВМФ Великобритании.
Конструкция и вооружение
Подлодка «Трайдент» имела типичные для субмарин своей серии конструктивные особенности. Это была лодка полуторакорпусной конструкции с надстройкой. Прочный корпус субмарины имел 6 отсеков.
Из новых технологий того времени субмарина имела гирокомпас, гидроакустическую станцию, систему беспузырной стрельбы.
Основные характеристики:
- Длина: 83,5 м.
- Ширина: 7,9 м.
- Надводное водоизмещение: 1 290 тонн
- Подводное водоизмещение: 1 595 тонн
- Надводная скорость: 15,25 узла
- Подводная скорость: 8,75 узлов
- Рабочая глубина погружения: 91 м.
Силовая часть субмарины была представлена дизель-электрической установкой, состоящей из 2 дизелей по 2500 л.с. каждый и 2 электромоторов по 1450 л.с. каждый.

Экипаж подводной лодки насчитывал 59 человек. Автономность плавания субмарины составляла 11 тысяч миль при условии движения со скоростью 10 узлов.
Подлодка «Trident» имела на своем борту два торпедных аппарата. Палубное вооружение было представлено 102-мм артиллерийским оружием и тремя зенитными пулеметами.
Боевые походы
В составе ВМФ Великобритании подводная лодка «Трайдент» числилась с самых первых дней второй мировой войны и благополучно завершила ее, избежав печальной участи многих своих «собратьев».
После включения HMS Trident в состав Королевского ВМФ, почти весь октябрь и часть ноября 1939 года лодка принимала участие в учениях. Свои первые боевые выходы в море субмарина совершила в конце ноября и в декабре 1939 года. Основным районом патрулирования «Трезубца» в этот период стала обширная акватория Северного моря между Шотландией и Норвегией, а также суровые воды Норвежского моря.
1940 год
Большую часть всего 1940 года «Трайдент» провела у берегов Шотландии и Норвегии, выслеживая цели из числа немецких судов.
8 апреля 1940 года HMS Trident под командованием лейтенанта А.Г. Сила (A.G.L. Seale), находясь к югу от норвежского фьорда Осло, атаковала немецкий танкер «Stedingen», при этом, капитан транспорта был взят в плен.
2 мая 1940 года у Бьёрнафьорда британцы атаковали и повредили немецкое транспортное судно «Clare Hugo Stinnes 1».
В декабре 1940 года субмарина сменила место дислокации, переместившись в район Азорских островов, однако, уже к началу следующего года возвратилась к берегам Британии.
До начала 1941 года лодка совершила в общей сложности 18 боевых походов, в ходе которых потопила несколько немецких транспортов у берегов Дании и Норвегии.
1941 год
В течение первой половины 1941 года лодка несла службу в районе Британских островов, а также в Бискайском заливе, не добившись каких-либо успехов.
Действия в Заполярье в 1941 году
Одним из самых славных эпизодов службы HMS Trident в годы войны стало ее участие в боевых действиях в водах советского Заполярья в 1941 году. 1 августа 1941 года субмарина вышла из базы в Клайде и взяла прямой курс на советский порт Полярный, расположенный на Кольском полуострове. 10 августа лодка пришвартовалась в пункте назначения и поступила в распоряжение командования Северного флота СССР.

Удивительно, но еще буквально год тому назад, в 1940 году, «Трайдент» вполне могла участвовать в реальных боевых действиях против советского флота. В марте 1940 года британская субмарина вышла в море и была готова к выполнению боевых задач в рамках оказания помощи Финляндии в войне с СССР. Однако, 13 марта 1940 года между советской и финской сторонами был заключен мирный договор и лодка вернулась на базу.
16 августа 1941 года «Трайдент» вышла в свой первый «советский» поход, который продлился до 4 сентября.
19 августа лодка, находясь в надводном положении, атаковала из палубного артиллерийского орудия германский транспорт «Levante», а спустя три дня — 22.08.1941 потопила германское судно «Ostpreusen» (3030 брт)
К концу лета 1941 года, когда наступление немцев на Мурманск захлебнулось, германское командование стало стягивать в этот район свежие резервы.

Главная ставка в операции по взятию Кольского полуострова была сделана на Шестую горнострелковую дивизию, которая летом 1941 года дислоцировалась на острове Крит в Средиземном море. К концу августа личный состав дивизии был переброшен в норвежский Тромсе, откуда солдат и офицеров морем планировалось доставить в Киркенес – главный плацдарм немцев в наступлении на Мурманск.
Утром 30 августа 1941 года из Тромсе в сторону Киркенеса вышел крупный немецкий конвой, состоявший из двух транспортов, перевозивших личный состав и технику элитной дивизии. Боевое сопровождение конвоя состояло из двух эскадренных миноносцев, двух сторожевых кораблей и сразу трех охотников за подводными лодками. Прикрытие с воздуха осуществляли противолодочные самолеты He-115.
Казалось бы, все шло по плану, но в это самое время в холодных глубинах Баренцева моря немцев уже поджидал беспощадный охотник — HMS Trident под командованием Дж. Слейдена (Geoffrey Mainwaring Sladen).
В результате двух точных выстрелов с расстояния 700 метров британцам удалось отправить на дно сразу два крупных немецких транспорта. Первым затонул «Донау II». Второй транспорт — пароход «Байа Лаура» сумел продержаться на воде более трех часов, после чего и он исчез в морской пучине

Помимо судовых потерь, в результате атаки на конвой немцы лишились почти всего оружия, снаряжения, автомобилей и лошадей. Точное количество погибшего личного состава до сих пор неизвестно. По одним данным, немцы потеряли более 300 человек, по другим – около 700.
В течение последующих двух часов субмарина «Трайдент» была подвергнута жесточайшей атаке глубинными бомбами. Однако, в этот день фортуна оказалась на стороне британцев. Двигаясь зигзагом на глубине 75 метров, лодка сумела уйти от преследования.
Спустя 4 дня HMS Trident вернулась на базу в Полярном. После короткого отдыха и пополнения боекомплекта, субмарина снова вышла в море.
«Трезубец» нес службу у советских берегов до поздней осени 1941 года. В течение этого времени, помимо упомянутых выше успехов, лодка атаковала и потопила еще два немецких «охотника»: UJ-1201 и UJ-1213.
15 ноября 1941 года субмарина возвратилась в Англию.

Северные победы «Трайдента» стали самыми значимыми в истории службы этой сумбарины. Ни до, ни после лета-осени 1941 года HMS Trident не удавалось добиться таких успехов.

1942 год
23 февраля 1942 года к западу от Кристиансунна «Трайденту» удалось успешно атаковать тяжелый немецкий крейсер «Prinz Eugen» — один из самых мощных военных кораблей Кригсмарине. Выпущенная подлодкой торпеда попала в корму, однако потопить огромное судно не удалось.
В апреле 1942 года британские подводники у берегов Норвегии пустили на дно немецкий транспорт «Hudur».
В конце весны 1942 года «Трезубец» нес службу у берегов Исландии, где выполнял задачи по прикрытию арктических конвоев. В мае лодка, сопровождавшая конвой PQ-16, посетила уже хорошо знакомую ей базу в Полярном, откуда вернулась в Англию.

1943 год
Весной 1943 года «Трайдент» была передислоцирована в Средиземное море. Основной целью для британцев в этом регионе стали итальянские суда.
В апреле и мае 1943 года британцы базировались в Алжире, откуда совершили несколько боевых походов, преимущественно, в район Корсики.
21 мая 1943 года лодка прибыла на Мальту.
В июне и июле 1943 года британские подводники действовали в районе греческих островов, где существенных успехов не добились, не считая двух мелких судов, потопленных в районе острова Родос.
13 июля 1943 года «Трайдент» причалила к берегам Бейрута и на этом ее средиземноморский поход был закончен.
Вскоре субмарина получила приказ следовать в Индийский океан, к берегам Индонезии, где в те годы хозяйничали японцы. 27 июня «Трезубец» вышел из Бейрута и взял курс на Коломбо. Путь на восток пролегал через Суэцкий канал и занял 15 дней. 12 августа 1943 года подлодка прибыла на Цейлон, откуда спустя три дня отправилась патрулировать океан в районе Малайзии и Индонезии.
Во время боевого дежурства у лодки возникли проблемы с двигателем и в конце сентября было принято решение вернуть HMS Trident в Британию. Дорога домой заняла два долгих месяца. 4 декабря 1943 года субмарина пришвартовалась в Фалмуте.

1944 год
После завершения ремонтных работ, «Трайдент» продолжила службу в несколько ином качестве. В течение почти всего 1944 года лодка использовалась в качестве базы для подготовки британских подводников, принимая участие в различных учениях.
В конце октября 1944 года командир лодки получил приказ следовать в Средиземное море для дальнейшего следования в Индийский океан. 3 ноября HMS Trident прибыла на Мальту, 20 ноября проследовала через Суэцкий канал, 26 ноября была в Адене, а 10 декабря 1944 года пришвартовалась в цейлонском порту Тринкомали. В течение последующих пяти месяцев субмарина простояла в ремонтном доке на Шри-Ланке, поскольку, в пути у нее обнаружились серьезные неисправности с двигателем.
1945 год
В последний год второй мировой войны HMS Trident входила в состав Второй Флотилии подводных лодок в Индийском океане.
28 мая 1945 года, после завершения длительного ремонта, британская подлодка вышла из Тринкомали и взяла курс на Малаккский пролив для борьбы с японскими кораблями.
6 июня 1945 года HMS Trident, которой на тот момент командовал лейтенант А.Р. Профит, огнем палубной артустановки потопила японский десантный корабль у западного побережья Суматры.
Осенью 1945 года «Трайдент» вернулась в Британию и на этом ее боевой путь был окончен.

В общей сложности, за все годы войны HMS Trident совершила 36 боевых походов, в ходе которых было потоплено и повреждено 22 цели суммарным тоннажем свыше 70 тысяч тонн.
ПЛ «Трайдент» после войны
После завершения войны, основная масса подводных лодок проекта «T» была отправлена на утилизацию и лишь небольшая часть из числа самых новых субмарин была оставлена в составе Королевского флота для дальней службы.
Увы, но субмарина «Трайдент» не вошла в это число. Осенью 1946 года она была продана на слом и уничтожена.