Географы и историки давно догадывались о том, что люди с незапамятных времен могли путешествовать между континентами, преодолевая огромные океанские просторы. Однако, для обоснования этой гипотезы требовались доказательства.
Одним из тех, кто нисколько не сомневался в том, что древние люди совершали трансокеанские переходы на примитивных плавсредствах, был легендарный норвежец Тур Хейердал.
Тур Хейердал. Краткая биография
- Тур Хейердал (Thor Heyerdahl) родился в 1914 году в городе Ларвик на юге Норвегии
- С юных лет Тур увлекался антропологией и уже в детстве познакомился с теорией эволюции Дарвина
- В 1933 году Хейердал поступил на естественно-географический факультет университета в Осло
- В 1936 году Тур женился. Его избранницей стала Лив Кочерон, вместе с которой Хейердал в 1937 году совершил поездку на Маркизские острова в Тихом океане. Считается, что именно этот вояж навсегда поселил в душе молодого норвежца неуемную тягу к путешествиям
- В годы второй мировой войны Тур поступил в норвежскую армию. Большую часть войны он находился в составе своего подразделения на территории Шотландии
- 1947 год – путешествие на бальсовом плоту «Кон-Тики» через Тихий океан из Перу на острова Туамоту
- В 1955-1956 годах Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи
- 1969 год – неудачная попытка пересечь Атлантику на лодке «Ра-1»
- 1970 год – со второй попытки норвежец и его интернациональная команда преодолели Атлантический океан на папирусной лодке «Ра-2»
- В 1977 году Хейердал с командой совершил плавание на тростниковой лодке «Тигрис» из Ирака через Персидский залив к Красному морю
- В последующие годы исследователь активно путешествовал по миру, занимаясь научной работой
- Тур Хейердал умер 18 апреля 2002 года в предместье городка Алассио в итальянской провинции Лигурия. Похоронен там же, в крошечном борго Colla Micheri

Подготовка и начало. Состав экспедиции
С юных лет острый и пытливый ум Тура Хейердала неоднократно подмечал массу общих черт и закономерностей в памятниках культуры, языках и ритуалах народов, живущих на разных континентах.
Это наблюдение заставило его подвергнуть сомнению общепринятую теорию о том, что народы, разделенные океанами, вплоть до эпохи Великих географических открытий, на протяжении тысячелетий жили автономно, никак не контактируя друг с другом.
И чем старше становился Тур, тем сильнее крепла в нем уверенность в том, что океан не был преградой для межкультурных контактов древних цивилизаций.
Изучая океанические течения и розы ветров, Тур пришел к следующему выводу:
«…Океаны — не барьер для мореплавателей, напротив, они как бы пересечены гигантскими ленточными транспортерами, способными доставить из одного района в другой все, что может держаться на плаву»
Однако, Хейердалу было мало теоретических обоснований своей гипотезы. Он был полон решимости доказать научному миру и всему человечеству свои предположения на личном опыте.
В 1947 году Хейердал вместе с пятью товарищами успешно пересек Тихий океан на бальсовом плоту «Кон-Тики», преодолев около 8 000 километров от перуанского Кальяо до островов Туамоту. Совершив это грандиозное плавание, Тур Хейердал подтвердил свою гипотезу о том, что первые люди, заселившие острова Полинезии, вполне могли прибыть туда из Америки.

Тур Хейердал в 1955 году
Несмотря на удачный эксперимент, закостеневшее в своих догмах мировое научное сообщество скептически отнеслось к результатам экспедиции на «Кон-Тики».
Успешный переход через Тихий океан вдохновил отважного норвежца. Следующий его замысел был не менее масштабным – Хейердал вознамерился доказать, что первое морское путешествие через Атлантику в Новый Свет совершил вовсе не Христофор Колумб, а наши древние предки, которые пересекали огромный океан на лодках из папируса.
Задача, которую поставил перед собой Хейердал, была следующей – построить из папируса лодку, максимально приближенную по мореходным качествам к древним египетским судам.
В течение нескольких лет норвежский исследователь активно путешествовал по миру, собирая всю возможную информацию о папирусных лодках, которые использовались древними мореходами.
Свою первую лодку Хейердал строил в Египте из камышового тростника (папируса) по образцу древнеегипетских судов. Отсюда же происходит и название лодки – по имени древнеегипетского бога солнца Ра.

Непосредственным изготовлением лодки занимались мастера с озера Чад, которые унаследовали от предков искусство вязать суда из африканского тростника. Всего на постройку лодки ушло 12 тонн папируса.
Экипаж экспедиции на «Ра-1» был интернациональным и состоял из 8 человек, представлявших несколько стран и континентов:
- Тур Хейердал (Норвегия) — руководитель
- Норман Бейкер (США) – штурман. Бывший военный моряк, участник Корейской войны
- Карло Маури (Италия) – кинооператор, альпинист и опытный путешественник
- Юрий Сенкевич (СССР) – врач экспедиции
- Жорж Сориал (Египет) – фотограф, аквалангист, профессиональный дзюдоист
- Сантьяго Хеновес (Мексика) – антрополог, профессор университета в Мехико, бывший профессиональный футболист
- Абдулла Джибрин (Чад) – плотник с озера Чад
Наш соотечественник Юрий Сенкевич, известный нескольким поколениям советских и российских граждан, как ведущий телепередачи «Клуб путешественников», попал в эту легендарную экспедицию, благодаря Мстиславу Келдышу. Когда Тур Хейердал приезжал в 1960-х годах в СССР, то обсуждал с академиком планы о своих будущих экспедициях. И во время этого разговора Келдыш спросил Хейердала: «А почему бы вам не взять с собой русского?».
Спустя несколько лет, Тур вспомнил об этом и написал Келдышу письмо с просьбой подыскать ему в экспедицию на «Ра» русского врача, владеющего английским языком.
Так Юрий Сенкевич стал членом знаменитой морской экспедиции Тура Хейердала через Атлантику.

Первая попытка на «Ра-1». Неудача
25 мая 1969 года тростниковая лодка «Ра-1» стартовала из марокканского порта Сафи, взяв курс на Антильские острова.
Увы, но уже с первых дней плавания стало понятно, что лодка едва ли выдержит длительное путешествие через океан.
Одной из главных ошибок оказалась конструкция весел. Они получились слишком тонкими, вследствие чего Ра-1 оказалась плохо управляемой. Несмотря на это, Тур Хейердал принял решение продолжать экспедицию, хотя, уверенности в ее благополучном исходе с каждым днем плавания становилось все меньше.
Спустя два месяца, Ра-1 пришла в плачевное состояние: из правого борта начал вылетать папирус, ахтерштевень (задранная вверх задняя часть лодки) обвис, а веревки, скрепляющие общий каркас судна, стали перетираться.
Впрочем, команда Ра-1 рассчитывала дойди до Барбадоса даже в таком состоянии, но в планы путешественников вмешалась погода. Лодка попала в ураган, который окончательно убил надежду на благополучный исход экспедиции.
«Когда все утихло, «Ра» представляла собой истрепанный полузатопленный ворох папируса, безвольно покачивающийся с семью человеками «на борту» посреди океана…» – из воспоминаний Юрия Сенкевича
Опасаясь полного затопления лодки, Хейердал распорядился прекратить экспедицию и подать сигнал SOS. За это время «Ра-2» успела преодолеть 5 000 километров. По расчетам Хейердала, до заветных берегов Барбадоса им оставалось идти около 7 суток.

Спустя несколько дней, путешественников подобрала частная американская яхта «Шенандоу». К этому моменту плот уже настолько погрузился в море, что еще немного и до экипажа смогли бы добраться голодные акулы, которые беспрестанно кружили вокруг Ра-1.
Яхта доставила путешественников на Барбадос, а тростниковый плот остался беспомощно дрейфовать в океане. Спустя некоторое время, его пытались найти с помощью самолетов, но безуспешно. Вероятнее всего, Ра-1 был уничтожен ураганом, что лишний раз доказывало правильность решения о прекращении экспедиции.
Неудача, постигшая Ра-1, больно ударила по самолюбию Тура. Однако, он даже и не думал бросать свою затею преодолеть Атлантику на папирусной лодке.
Вторая попытка. Переход через Атлантический океан на «Ра-2»
Вторая лодка, получившая имя «Ра-2», строилась в Марокко боливийскими индейцами из племени аймара с южноамериканского озера Титикака.
Этот выбор был обусловлен тем, что у индейцев этого племени вплоть до 20 века сохранились традиции и навыки строительства тростниковых лодок по старинным методикам, передававшимся из поколения в поколение.
При строительстве «Ра-2» Хейердал учел все предыдущие недостатки конструкции «Ра-1». Особенное внимание было уделено прочности корпуса и усилению рулевых весел.
Новая лодка представляла собой крепкую конструкцию, сделанную из тщательно переплетенных стеблей папируса, которые были намертво скреплены канатами.
Если Ра-1 была просто плоскодонным плотом из папируса, то Ра-2 по своему типу была уже ближе к катамарану, который гораздо лучше приспособлен для плавания в океане.

Длина «Ра-2» составляла 12 метров, ширина –5 метров, толщина –2 метра.
На лодке была надстроена каюта размером 4 м. на 2,8 м., которая могла вместить 8 человек, при условии их размещения лежа в два ряда.
По сравнению с «Ра-1», новая лодка была на 3 метра короче, а в разрезе несколько круглее и имела более тонкий профиль.
Несмотря на качественное улучшение конструкции лодки, многочисленные критики по-прежнему утверждали, что независимо от произведенных улучшений, папирус не подходит для дальних плаваний, т.к., впитывает в себя воду, как губка.
Однако, в этом и заключался главный секрет лодки Тура – папирус, вобравший в себя возможный максимум воды, не тонул, а продолжал держаться на воде.
Костяк команды, которая ходила через Атлантику на «Ра-1», остался неизменным, а общий состав увеличился на одного человека.
Вместо выбывшего плотника Абдуллы Джибрина в экспедицию был принят марокканский химик-эколог Мадани Аиту Уханни. Также, на борт взяли второго кинооператора, которым стал Кей Охара из Японии.

В состав экспедиции также вошли обезьянка Сафи и селезень по имени Синдбад-2.
Наш соотечественник Юрий Сенкевич принимал участие во второй экспедиции в привычном качестве врача, хотя, фактически выполнял массу других задач, включая несение морской вахты.
Утром 17 мая 1970 года лодка «Ра-2» вышла из марокканского города Сафи и взяла курс к берегам Южной Америки. Первые морские мили лодка шла с очень приличной средней скоростью, составлявшей около 6 узлов.
Однако, уже на пятый день папирус начал активно набирать воду и лодка стала оседать, причем, с очень высокой интенсивностью – до 10 сантиметров в сутки. Спустя 5 дней, Ра-2 погрузилась в океан наполовину от своего первоначального состояния.
Уменьшить нагрузку можно было только одним способом — выбросить за борт что-либо из вещей. Выбор предметов, подлежащих утилизации, оказался непростой задачей – на лодке не было ничего лишнего. В итоге, было принято решение выкинуть в океан часть продуктов. Путешественники рассудили, что ограничение рациона не слишком скажется на их состоянии и лучше они будут немного меньше есть, чем утонут сразу же после старта.
«Шлёпнулся в воду мешок с картофелем: картошка долго варится. За ним последовали два кувшина с рисом. Мука. Кукуруза. Два мешка неведомо с чем. Корзина из дранок. Лучше голодать, чем тонуть. Отправилась за борт большая часть припасённого для кур зерна. А также большой деревянный брус и доски – материал для ремонта. Ещё кувшины. На лице Мадани было написано отчаяние. Кей глядел на парус, оскалив зубы. Море приняло бухту каната. Точильный камень. Молот. Железное копье Жоржа, чтобы сшивать лодку. Поплыли книги и журналы. Обложки от книг. Каждый грамм важен» – из книги Тура Хейердала «Ра»
К концу мая, когда закончились несколько штилевых дней, лодка двигалась на запад, преодолевая за сутки расстояние от 60 до 80 миль, что было весьма недурно.

7 июня Тур Хейердал записал в своем дневнике:
«…Страшное чувство, что плот погружается все глубже, постепенно покидает нас. Специалисты по папирусу давали ему лишь двухнедельный срок плавания, однако наш плот на воде вот уже 33 дня…»
К середине июня «Ра-2» преодолел 1 700 миль, находясь в центральной части Атлантического океана. Впереди оставалось около 1 500 миль и темпы движения лодки внушали команде определенный оптимизм.
33-й день путешествия приготовил Туру и его команде серьезные испытания. В Атлантике разыгрался нешуточный шторм, который бушевал целых два дня. Во время непогоды огромная волна мощным ударом сломала пополам левое рулевое весло, в результате чего лодка стала гораздо хуже управляться. Кроме того, во время шторма Ра-2 сильно пропиталась водой и дала сильную осадку.
Увы, но во время непогоды заметно уменьшились и запасы пресной воды – шторм разбил множество амфор, наполненных живительной влагой. Оценив положение, Тур принял решение ввести режим строгой питьевой экономии.
После 20 июня «Ра-2» достиг примерно того же района, где в прошлом году команда была вынуждена покинуть «Ра-1». До заветных берегов Барбадоса оставалось около 500 миль.
На сороковой день плавания команда окончательно констатировала, что лодка больше не погружается в океан, а это означало, что папирус полностью пропитался водой и при этом, оставался на плаву. Тур торжествовал – его теория относительно плавучести папирусных лодок подтвердилась!

30 июня 1970 года Ра-2 встретилась в океане с исследовательским судном ООН «Каламар», пополнив запасы продуктов и медикаментов.
У берегов Барбадоса. Завершение экспедиции
8 июля 1970 года Ра-2 находилась всего в 320 километрах от острова Барбадос. Шел 53 день плавания.
Навстречу лодке с острова была направлена моторная яхта, на борту которой находились жена Хейердала и его старшая дочь.
Спустя еще 4 дня, с мачты лодки раздался радостный крик: «Земля по правому борту!». Это был берег Барбадоса – острова в Карибском море, расположенного в 434 километрах от побережья Южной Америки.
На календаре было 10 июля 1970 года. В этот день отважные мореплаватели триумфально завершили свой грандиозный переход через Атлантику, причалив к берегам Барбадоса. Путешествие заняло 57 дней, в течение которых Тур Хейердал со своей командой преодолели 6 100 километров
Счастью норвежца не было предела. Наконец-то он подтвердил свою теорию относительно возможности древних трансокеанских контактов между континентами и посрамил всех своих критиков, утверждавших, что «утлое суденышко» затонет во время первого же шторма.

Значение экспедиции Хейердала и ее основные достижения
Тур Хейердал, которого многие современники считали сумасбродным авантюристом, золотыми буквами вписал свое имя в историю экстремального мореплавания.
Успех Хейердала имел огромное значение и с точки зрения науки. Тур и его отважная команда на личном примере доказали, что древние народы могли преодолевать огромные океанские пространства на примитивных плавсредствах, контактируя друг с другом.
Наконец, экспедиция Хейердала открыла всему человечеству глаза на плачевное состояние мирового океана. Количество нефтяных пятен, грязи и бытового мусора, плавающего посреди Атлантики, шокировало мировую общественность.
«Порой было противно утром чистить зубы – столько грязи плавало у кормы. Ну ладно, пустые бутылки, доски, пластиковые мешки – их как после воскресенья на дачной полянке. Но битум! Но мазут!!! Куски тёмно-бурого цвета, величиной с кулак, а то и крупнее! Некоторые обросли ракушками и усеяны моллюсками, другие совершенно свеженькие. И это в центре Атлантики, а она довольно большая!» – из воспоминаний Юрия Сенкевича
Именно благодаря докладу Хейердала, на проблему загрязнения мирового океана было обращено внимание на самом высоком уровне. В 1972 году на первой конференции ООН по проблемам окружающей среды была впервые принята «Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов».
Многонациональные экспедиции на Ра-1 и Ра-2 доказали всему миру, что, несмотря на противоречия между странами и правительствами, человечество способно преодолевать любые разногласия и находить компромиссы в любых, самых трудных ситуациях, невзирая на разницу в цвете кожи, вероисповедании и политической идеологии.
Память о подвиге Тура Хейердала и его команды бережно хранится потомками. Так, легендарная лодка «Ра-2» в настоящее время находится в музее «Кон-Тики» в городе Осло (Норвегия).

Нам же, жителям современной России, вдвойне приятно, что одним из участников легендарных экспедиций на Ра-1 и Ра-2 был советский врач и путешественник Юрий Сенкевич – один из лучших людей своего времени.

Нескольким поколениям наших соотечественников Юрий Сенкевич известен как бессменный ведущий легендарной телепередачи «Клуб путешественников», которая воспитала сотни романтиков и исследователей, продолживших дело Юрия Александровича.
Путешествия на Ра-1 и Ра-2 стали одними из самых ярких событий в жизни Юрия Сенкевича, о которых он рассказал читателям со страниц своей книги «На «Ра» через Атлантику».
К слову, Тур Хейердал на протяжении всей своей жизни поддерживал дружбу с Сенкевичем и неоднократно бывал в СССР, а затем в России. По свидетельству современников Тура, он очень тепло относился к нашей стране и всегда с большим удовольствием приезжал в гости. Последний проект Тура был связан с проведением раскопок на Азовском море, где он пытался подтвердить свою гипотезу о том, что предки современных норвежцев были выходцами из Причерноморья. Однако, завершить задуманное он не успел…