1942 год стал одним из самых трудных для моряков, принимавших участие в северных конвоях союзников. В нашей сегодняшней статье мы расскажем о нападении «волчьей стаи» немецких подлодок на конвой ON-92, направлявшийся из Ливерпуля в Северную Америку.
Состав конвоя, маршрут
Международный морской конвой под номером 92 состоял из 46 транспортных судов, принадлежащих нескольких странам антигитлеровской коалиции и 17 судов охранения.
6 мая 1942 года Convoy ON 92 вышел из Ливерпуля. Достичь конечного пункта плавания в Галифаксе (Новая Шотландия, Канада) планировалось примерно через 2 недели.
Маршрут конвоя пролегал через Северную Атлантику – в 1942 году это были самые опасные морские воды в мире.
7 мая 1942 года конвой был взят под охрану эскортных сил и направился на запад. Сопровождение состояло из американского эсминца Gleaves, судна береговой охраны ВМФ США Ingham, нескольких канадских корветов, а также спасательного судна «Бьюри» (Bury), которое сыграет большую роль в спасении моряков с тонущих судов конвоя 92.

Атака «волчьей стаи» на конвой
11 мая 1942 года конвой ON-92 был обнаружен субмаринами из «волчьей стаи» под кодовым названием «Хехт» («Hecht»»). Эта группа из немецких подлодок была специально сформирована для отслеживания конвоев союзников, курсировавших между Ливерпулем и Канадой.
После взятия транспортных судов «на пеленг», субмарины приступили к сопровождению конвоя, ожидая удобного момента для атаки.
Увы, но даже несмотря на то, что у судов сопровождения конвоя имелось радиопеленгационное оборудование, обнаружить немецкие субмарины им не удалось. Этот фактор сыграл решающую роль в успехе последующей атаки лодок на конвой
Основные события по разгрому конвоя ON-92 развернулись 12-13 мая 1942 года в ледяных водах Атлантики, примерно в 1 200 км. к югу от мыса Farewell в Гренландии. Этот район океана был недосягаем для самолетов союзной авиации, поэтому, помощи с воздуха ждать не приходилось.
В течение двух дней субмарины Деница потопили 7 транспортов и еще 1 судно получило сильные повреждения. Все атаки проводились в темное время суток.
Наиболее успешными оказались действия подводных лодок U-124 под командованием Иоганна Мора и U-94 под командованием Отто Итеса. Все 7 транспортных судов конвоя были потоплены этими двумя капитанами.

В состав «волчьей стаи», причастной к атаке на конвой ON-92 входили: U-94 (Отто Итес), U-96 (Ханс-Юрген Хелльригель), U-116 (Вернер фон Шмидт), U-124 (Иоганн Мор), U-406 (Хорст Дитерихс), U-569 (Ганс-Петер Хинш), U-578 (Эрнст-Август Рехвинкель), U-590 (Генрих Мюллер-Эдзардс).
Участвовавшая в нападении на конвой подводная лодка U-96 известна тем, что это именно про нее была написана известная трилогия «Das Boot» и затем по ее мотивам снят одноименный фильм режиссера Вольфганга Петерсена
Ниже приводится список потопленных кораблей союзного конвоя с указанием даты атаки и субмарины, выпустившей торпеду.
- Empire Dell (GBR) – 12.05.1942, U-124
- Llanover (GBR) – 12.05.1942, U-124
- Cocle (GBR) – 12.05.1942, U-94
- Mount Parnes (GRE) — 12.05.1942, U-124
- Cristales (GBR) — 12.05.1942, U-124
- Batna — (GBR) — 13.05.1942, U-94
- Tolken — (SWE) — 13.05.1942, U-94
Спустя еще несколько дней немецкая подлодка результативно атаковала британский транспорт «Fort Binger». В результате попадания торпеды судно получило повреждение носовой части, но сумело добраться до порта.
К счастью, значительному числу моряков с потопленных судов удалось спастись и они были подобраны судами сопровождения (большинство нашло спасение на борту Bury). На некоторых судах и вовсе удалось избежать жертв, что можно считать почти чудом.

21 мая 1942 года уцелевшие корабли конвоя ON-92 добрались до побережья Северной Америки и пришвартовались в Галифаксе.
Ни одна из немецких подводных лодок, принимавших участие в нападении на конвой, не дожила до конца второй мировой войны: 7 субмарин были потоплены в разное время союзниками, а лодки U-116 и U-578 числятся пропавшими без вести.