География военных действий с участием подлодок Кригсмарине в годы второй мировой войны охватывала огромные территории. На определенном этапе войны германские субмарины активно действовали у восточных штатов США, а также у южных берегов Америки в Мексиканском заливе.

Подводные лодки Кригсмарине в Мексиканском заливе: общая информация

Немецкие подводные лодки появились в Мексиканском заливе весной 1942 года, после длительного обсуждения командованием Кригсмарине целесообразности присутствия субмарин в этом районе. Решение об отправке лодок к южным берегам Америки было обусловлено тем, что в здешних водах проходили оживленные транспортные пути союзников. Кроме того, в этом районе практически отсутствовала противолодочная оборона и система конвойного сопровождения, что сильно облегчало задачу немецким подводникам.

Ответственность за охрану американских и союзных судов в данном районе была возложена на руководство американского Военно-морского округа Мексиканского залива, штаб-квартира которого располагалась в Ки-Уэсте – военно-морской базе США в Флориде. Для решения этой задачи американцы располагали двумя эсминцами, девятью канонерскими лодками береговой обороны, пятью переоборудованными яхтами и самолетами в количестве более 30 штук.



Ки-Уэст фото
Сегодня Куи-Уэст — популярный курорт в штате Флорида

В целом, Мексиканский залив не являлся постоянным и важным театром подводной войны. Кроме того, в здешних широтах экипажи германских лодок сильно страдали от влажности и тропической жары. Но даже несмотря на то, что немецкие субмарины появлялись здесь эпизодически, они сумели добиться здесь успеха, потеряв в этих водах всего одну лодку.

Хронология и события

Основные события в Мексиканском заливе разворачивались с весны 1942 года, когда немецкое командование приняло решение отправить сюда небольшую группу субмарин.

В мае 1942 года в район Мексиканского залива была направлена лодка U-125 под командованием Ульриха Фолькерса. Местом ее боевого патрулирования стал пролив Юкатан, соединяющий Карибское море и Мексиканский залив. Находясь в этом районе, U-125 в период с 3 по 18 мая 1942 года успешно атаковала и потопила 9 судов, среди которых два крупных танкера. Проведя в море около 70 дней, U-166 вернулась в Европу.

U-125 submarine
U-125

Примерно в это же время на боевое патрулирование в Мексиканском заливе заступили U-506, U-507 и U-753.

Сначала в заданный район залив прибыли большие океанские лодки U-506 и U-507, которые вошли в Мексиканский залив через Флоридский пролив и приступили к совместному патрулированию. Еще на подходе  к Мексиканскому заливу, у побережья Кубы, 30 апреля 1942 года капитан U-507 Харро Шахт потопил одиночный американский танкер «Federal».

3 мая 1942 года U-506 под командованием Эриха Вюрдеманна, находясь к югу от полуострова Флорида, потопила 600-тонное никарагуанское судно «Sama».

После этого Дениц отдал приказ обоим командирам лодок проследовать на северо-запад, к устью реки Миссисипи, где наблюдался самый оживленный судовой трафик. Несмотря на то, что для немцев действия в этом месте были связаны с немалым риском, весной-летом 1942 года германские субмарины «паслись» в районе устья Миссисипи постоянно, хотя, серьезную угрозу для немецких подлодок в этих водах представляли самолеты сил береговой обороны. Так, в результате воздушной атаки были серьезно повреждены субмарины U-506 и U-507.

U-507 submarine
U-507

Следующей жертвой немецких подлодок стал американский транспорт «Norlindo», шедший без сопровождения. 4 мая 1942 года в восточной части Мексиканского залива судно было потоплено одним точным выстрелом с лодки U-507

Получив пробоину, «Norlindo» скрылся под водой в течение 3 минут. Ввиду стремительного затопления, члены экипажа не успели спустить на воду шлюпки, однако, сумели развернуть спасательные плоты. Через двое суток дрейфа моряков с «Norlindo» подобрало панамское судно «San Blas».

5 мая 1942 года, примерно в том же районе Харро Шахт отправил на дно сразу два американских танкера: груженый бензином «Munger T. Ball» (погиб 41 человек), и «Joseph M. Cudahy» (погибли 27 человек).

После этой атаки лодка вновь отправилась в район устья Миссисипи, где 6 мая 1942 года, в 15 милях от берега Шахт атаковал и потопил американский транспорт «Alcoa Puritan», перевозивший бокситную руду.

Alcoa Puritan судно
Судно «Alcoa Puritan»

7 мая 1942 года U-507 потопила грузовое судно «Ontario», шедшее под флагом Гондураса, а днем позже немецкие подводники отправили на дно норвежский транспорт.

Всего, за сравнительно короткий период нахождения в Мексиканском заливе, U-507 потопила 9 судов, включая 4 танкера. На счету U-506 было 6 потопленных судов.

Ближе к двадцатым числам мая 1942 года U-506 и U-507 покинули Мексиканский залив, однако, в этом районе продолжали действовать еще несколько субмарин, среди которых была U-753 под командованием Альфреда Манхардта фон Манштейна.

20 мая 1942 года в южной части Мексиканского залива, недалеко от побережья Кубы, субмарина U-753 потопила американский транспорт George Calvert.

Пожалуй, самой известной немецкой субмариной, действовавшей в водах Мексиканского залива, является U-166 под командованием Ганса Гюнтера Кулмана, которая была потоплена американцами летом 1942 года.

U-166 submarine
U-166 в море

30 июля 1942 года U-166, находясь в 70 милях от устья Миссисипи, атаковала и потопила американское судно «Robert E. Lee». Это было крупное пассажирское судно, шедшее из Тринидада с пассажирами в количестве 400 человек. В результате атаки погибло 25 человек.

Robert E. Lee судно
Пассажирское судно «Robert E. Lee»

После этого, лодка подверглась атаке эскортного корабля ВМС США, который забросал ее глубинными бомбами.

В результат атаки субмарина получила критические повреждения и затонула вместе со всем экипажем в количестве 52 человек.

В настоящее время немецкая подводная лодка U-166 лежит на глубине полутора километров на дне Мексиканского залива, недалеко от побережья Луизианы (28°37′ с.ш. 90°45′ з.д.).

Что примечательно, субмарина находится всего лишь в 1 миле от своей жертвы – судна «Robert E. Lee».

Еще одной немецкой субмариной, действовавшей в 1942 году в Мексиканском заливе, была U-171 под командованием Гюнтера Пфеффера. 1 августа 1942 года лодка была атакована недалеко от устья Миссисипи американским гидросамолетом береговой охраны, но сумела уцелеть.

Район к северу от Юкатанского пролива патрулировала большая океанская лодка U-106, которой командовал Герман Раш. С 21 мая по 1 июня 1942 года этой лодкой было потоплено 4 судна, включая 2 танкера.

Всего в течение 1942 года в Мексиканском заливе боевое патрулирование несли в общей сложности 19 немецких подлодок, которые потопили за указанный период более 60 судов, большинство из которых были совершенно беззащитны

При этом, субмарины Деница практически не применяли в этом районе свою знаменитую тактику «волчьей стаи» — большинство целей были уничтожены в результате «одиночной охоты», что говорит о неумении и неготовности американцев эффективно бороться против немецких субмарин на данном этапе войны.

Наиболее удачным для германских субмарин в Мексиканском заливе оказался май 1942 года (41 потопленное судно), поскольку, большинство судов в этот период следовали без сопровождения, представляя собой легкую добычу для подводных асов Деница. Конвойная система охранения была введена здесь лишь к середине лета 1942 года, после чего, подводные лодки Кригсмарине стали появляться в этих водах все реже и реже, а затем и вовсе исчезли из Мексиканского залива.