В ряду великих мореплавателей и путешественников Фернан Магеллан занимает особое место. Именно благодаря его железной воле и несгибаемому характеру, впервые в истории было совершено кругосветное путешествие. И несмотря на то, что сам Магеллан не сумел дойти до конца намеченного пути – именно его имя ассоциируется с этим великим подвигом человечества.

Фернан Магеллан. Краткая биография 

Фернан Магеллан портрет
Фернан Магеллан
  • 1480 год — Фернан де Магальянеш родился в небогатой португальской дворянской семье в Саброзе, недалеко от Порту
  • В 1492-1504 годах состоял придворным пажом при дворе португальской королевы Элеоноры. Закончил мореходную школу в Сагреше. С юных лет грезил о морских путешествиях
  • В возрасте 24 лет поступил на военный королевский флот Португалии
  • 1505-1512 год — принимал участие в военном походе португальского флота в Индию. В сражении при Диу получил ранение. Жил в Индии и Мозамбике. В 1509 году принимал участие в сражении у Малакки (Малайзия). Был дважды ранен
  • 1512 год – возвращение в Португалию
  • 1513 год – участие в военной экспедиции в Марокко, где Магеллан получил ранение колена, после чего стал заметно хромать
  • 1517 год — переезд в Севилью, принятие присяги испанскому королю, женитьба на дочери Диего Барбозы
  • 1519-1521 годы – участник и глава экспедиции по поиску западного пути к Островам Пряностей. В ходе экспедиции под руководством Магеллана был открыл южный проход из Атлантики в Тихий океан. Впервые в истории человечества был совершен переход через тихоокеанские просторы.
  • 27 апреля 1521 года Магеллан был убит в бою с туземцами на острове Мактан (Филиппины) 

Подготовка и начало. Состав экспедиции 

В 1514 году Магеллан вернулся из марокканского военного похода домой, в Португалию. К этому времени он уже подал в отставку и больше не планировал возвращаться на военную службу. 

Примерно в это же время Магеллан загорелся новой идеей – найти западный путь к Островам Пряностей. 



Сложно сказать, когда именно Магеллан всерьез стал интересоваться этой темой. Не исключено, что этот интерес в нем разжег его кузен Франсишку Серран, уже несколько лет живший на острове Тернате. Они регулярно переписывались с Магелланом и в своих письмах Серран красочно живописал Магеллану Молуккские острова, как райское место.

Остров Тернате фото
Гористый остров Тернате (слева). Вид с о. Хальмахера в наши дни

Так или иначе, но идея найти западный путь к заветным островам овладела Магелланом целиком и полностью.

По большому счету, Магеллан пытался сделать то же самое, что и Колумб тридцатью годами раньше. Как известно, великий генуэзец не собирался открывать Америку, а искал западный морской путь в Индию и умер, будучи в полной уверенности, что нашел его.

Однако, во времена Магеллана европейцы уже совершенно точно знали, что открытые Колумбом земли не являются Индией. Более того — стало известно, что между Америкой и Азией лежит новый океан, который тогда называли «Южным морем». Но как попасть в него морским путем и насколько он велик — оставалось загадкой. 

Исследование побережья в районе Мексики и стран Центральной Америки показало, что в этих местах никакого прохода из Атлантики в Тихий океан нет. Оставался один путь – на юг, вдоль берегов Латинской Америки, которые на то время были исследованы примерно до 35° ю.ш.

Планируя путешествие, Магеллан часами просиживал в архивах, изучая карты и отчеты мореплавателей.

Так, во время работы в королевском архиве, Магеллан нашел карту, составленную немецким ученым Мартином Бехаймом (1459-1507), который долгое время находился на службе при португальском дворе и считался одним из ведущих астрономов и картографов того времени. На карте Бехайма, изображавшей южноамериканское побережье, примерно на 38 широте к югу от экватора был отмечен пролив, якобы, соединявший Атлантический океан с неведомым Южным морем. Эта карта, вероятно, была составлена на основании предыдущих португальских экспедиций к берегам Бразилии.

Мартин Бехайм портрет
Мартин Бехайм

Пролив, отмеченный на карте Бехайма, целиком завладел умом и сердцем Магеллана, который тогда еще не знал, что придворный картограф, начертивший проход между океанами, выдавал желаемое за действительное, а указанный им пролив был всего лишь широким эстуарием реки Ла-Плата, впадающей в Атлантику в районе современных Буэнос-Айреса и Монтевидео. 

Идею Магеллана найти новый путь к заветным островам подпитывал португальский астроном Руй Фалейру, расчеты которого подтверждали уверенность моряка в том, что плывя на запад, можно достичь Молуккского архипелага гораздо быстрее, чем известным маршрутом через Мыс Доброй Надежды. О том, что между Америкой и Евразией лежит колоссальный по своим размерам Тихий океан, европейцы того времени едва ли догадывались. 

Изначально, Магеллан и Фалейру предложили реализацию плана по поиску западного прохода в Индию королю Португалии Мануэлу, но не нашли у того поддержки. Получив отказ, Магеллан едет в Испанию.

В Севилье португалец женится на дочери своего земляка Диего Барбозы, который уже давно переехал в Испанию и занимал неплохую должность при королевском дворе. Это родство сулило Магеллану дополнительные шансы на реализацию задуманного мероприятия.

Севилья Испания фото
Севилья в наши дни

В марте 1518 года в Совет Индии в Севилье явились два португальца. Ими были Фернан Магеллан и астроном Руй Фалейру. Без тени сомнения они заявили испанским чиновникам о том, что Молуккские острова, бывшие под контролем Португалии, по закону должны принадлежать Испании, так как фактически находятся в западном полушарии и они готовы это доказать 

Юридическим козырем в этих переговорах для Магеллана и Фалейру стал Тордесильясский договор, заключенный в 1494 году между Испанией и Португалией. Согласно этому документу, все моря и земли, лежавшие к западу от условного меридиана, пересекающего Атлантический океан в районе островов Зелёного Мыса, принадлежали испанской короне, а находящиеся к востоку — королевству Португалии. С картами и расчетами в руках, португальцы убедительно доказывали королю и испанским грандам, что сказочно богатые Острова Пряностей находятся в западном полушарии и над ними должен развеваться флаг Испании.

Тордесильясский договор карта

Идея Магеллана и Фалейру вызвала живой интерес у испанского короля и его советников. После дополнительных переговоров и обсуждения нюансов, финансирование экспедиции было одобрено и началась ее длительная подготовка. 

Для участия в экспедиции было снаряжено 5 кораблей: 

  • «Тринидад» (капитан Фернан Магеллан — португалец)
  • «Сан-Антонио» (капитан Хуан де Картахена — испанец)
  • «Консепсьон» (капитан Гаспар де Кесада — испанец)
  • «Виктория» (капитан Луис де Мендоса — испанец)
  • «Сантьяго» (капитан Жуан Серран — португалец)

Точное количество участников плавания Магеллана неизвестно, но оценивается примерно в 265-280 человек. Большинство матросов были испанцами, но частично команда была укомплектована португальцами, что сыграет большую роль в дальнейшей судьбе всего мероприятия. Общее количество соотечественников Магеллана на кораблях экспедиции оценивается, примерно, в 40 человек. Помимо испанцев и португальцев в состав команды входили представители еще нескольких европейских национальностей.

Судно Магеллана "Тринидад"
Флагманский корабль «Тринидад» (модель)

Изначально, планировалось, что экспедицию возглавит Руй Фалейру, однако, незадолго до отплытия, он отказался от участия в плавании. 

Часть экипажа составляла прислуга, в числе которой был личный слуга Магеллана Энрике, привезенный из Ост-Индии. Энрике был уроженцем Суматры и мог пригодиться в качестве переводчика в переговорах с туземцами Молуккских островов. 

Среди участников экспедиции значился еще один человек, о котором стоит упомянуть отдельно, поскольку, именно благодаря ему мир узнал о том, как проходило великое плавание вокруг света. Этим человеком был итальянец Антонио Пигафетта (около 1492-1531), подробно записавший в дневник весь ход путешествия от начала до конца. Его воспоминания были опубликованы в 1523 году и с тех пор являются главным и наиболее достоверным источником информации о великом путешествии Магеллана и его товарищей.

Антонио Пигафетта портрет
Антонио Пигафетта

Запасаясь водой и провизией, Магеллан рассчитывал, примерно, на двухлетний срок плавания. На борт были взяты традиционные для мореплавателей того времени продукты: сухари, вино, солёная рыба, вяленое мясо, фасоль и бобы, мука, сыр, мед, миндаль, изюм, чернослив, сахар, айвовое варенье, рис и др.

Помимо провианта, на борт кораблей были погружены различные товары для торговли (ткани, железные изделия, украшения, зеркала и др.). На случай боестолкновений с врагом, суда были оснащены пушками, аркебузами, арбалетами и другим вооружением.

В общей сложности, оснащение экспедиции обошлось испанской казне более чем в 8 миллионов мараведи. Для лучшего понимания масштабов затрат скажем, что лошадь в Испании того времени, стоила, в среднем, от 100 до 150 мараведи.

20 сентября 1519 года флотилия, во главе которой шел «Тринидад», спустилась из Севильи в устье Гвадалквивира и вышла в открытое море.

Гвадалквивир Севилья фото
Река Гвадалквивир в Севилье

Переход через Атлантику и выход в Тихий океан 

Путь от Испании к берегам Бразилии был уже хорошо знаком европейцам. Однако, знания мореплавателей Старого Света о Южной Америке были весьма ограничены и именно экспедиции Магеллана предстояло заполнить белые пятна на карте этого региона. 

Главная загадка, которую должен был разгадать португалец – существует ли проход из Атлантики в «Южные моря», как тогда называли Тихий океан. В существовании последнего в те времена уже никто не сомневался, поскольку в 1513 году испанские конкистадоры своими глазами видели бескрайнее «Южное море» на Панамском перешейке. Но насколько велик этот океан и как далеко простираются его воды — оставалось тайной. 

Во времена Магеллана познания европейцев о восточном побережье Южной Америки ограничивались широтой, на которой находился эстуарий Ла-Платы. Что находится к югу от этого места, никто не знал. Более того, в сам залив Ла-Плата моряки Старого Света никогда не заходили и поэтому предполагали, что это и есть проход в Южное море

Выйдя в Атлантику, первое время Магеллан вел свою флотилию недалеко от берегов Африки, вероятно, пытаясь избежать встречи с португальцами. 26 сентября 1519 года корабли сделали остановку на Канарских островах и отсюда взяли курс на юго-запад – к берегам Бразилии. 

Практически с самого начала экспедиция осложнилась конфликтом, который возник между Магелланом и Хуаном Де Картахеной – испанским капитаном судна «Сан-Антонио». Этот испанский дворянин был родственником испанского короля и не скрывал своего презрения к Магеллану, который был ниже его по социальному статусу и происхождению. Во время одного из докладов Картахена демонстративно обратился к капитану экспедиции не по установленной форме и продолжал делать это в течение нескольких последующих дней. 

Когда терпение Магеллана иссякло, он созвал на «Тринидад» капитанов всех судов и объявил об аресте Картахены, которого перевезли на «Викторию», где он был помещен под арест. Капитаном «Сан-Антонио» был назначен португалец Алвару Мишкита, приходившийся Магеллану родственником.

Хуан Де Картахена портрет

29 ноября 1519 года корабли Магеллана достигли берегов Южной Америки, примерно, в районе 8 градуса ю.ш. и взяли курс на юг. 

26 декабря 1519 года флотилия достигла эстуария Ла-Платы. Магеллан, полагавший, что именно здесь расположен проход в неизведанные воды Южного океана, смело повернул на запад, не догадываясь, что плывет по реке вглубь огромного материка. Иллюзия нахождения в открытом море подпитывалась размерами эстуария, ширина которого в месте впадения в океан составляет 220 километров.

Устье Ла-Платы
Эстуарий Ла-Платы. Вид из космоса

Осознание ошибки пришло к морякам по мере продвижения вглубь континента. Подозрения окончательно подтвердились, когда путешественники решили попробовать на вкус забортную воду. Она оказалась пресной. Разочарованный Магеллан отдал приказ разворачиваться обратно. Стало очевидным, что изображенный на карте Бехайма пролив в Южные моря, был всего лишь плодом воображения придворного картографа. 

Экспедиция продолжила движение на юг. С этого момента Магеллан двигался практически вслепую, поскольку, ни на одной из существовавших тогда карт местность южнее эстуария Ла-Платы отмечена не была и никто из европейцев никогда не бывал в этих широтах. Опасаясь пропустить заветный пролив, адмирал приказал двигаться вдоль берега только в светлое время суток, а ночью флотилия стояла на якорях. 

Тем временем, на календаре была весна 1520 года. В южном полушарии начиналось холодное время года. 

По состоянию на 31 марта 1520 года корабли Магеллана находились на 49 градусе южной широты. В условиях наступающих холодов идти дальше было опасно и капитан принял решение остаться на зимовку. 

Местом для зимней стоянки была выбрана закрытая бухта, которой дали имя Святого Юлиана. Сегодня в этом месте расположен небольшой аргентинский городок Пуэрто-Сан-Хулиан.

 

Мятеж Картахены 

Перспектива зимовки в суровых условиях вынудила Магеллана урезать нормы довольствия, что вызвало недовольство среди моряков и в первую очередь – испанцев, которые недолюбливали своенравного португальца. Мятежные настроения среди моряков активно подогревались Картахеной, который пустил слух, что адмирал – агент португальского влияния, специально приведший испанские корабли на верную гибель. 

В экспедиции назревал бунт, который не заставил себя долго ждать. 

В ночь на 2 апреля 1520 года испанцы с «Виктории» и «Консепсьона» освободили арестованного Картахену, затем подошли к «Сан-Антонио» и захватили в плен спящего капитана Мишкиту. При этом, был убит кормчий «Сан-Антонио» Хуан де Элорьягу, который пытался оказать сопротивление. Его лично зарезал ножом капитан «Консепсьона» Гаспар Кесада

Таким образом, в руках мятежников оказались сразу 3 корабля, включая самый большой – «Сан-Антонио». Казалось, что судьба Магеллана и всей экспедиции предрешена. 

Однако, Магеллан, будучи человеком не робкого десятка, не собирался отступать. Окруженный верными ему португальцами, он подавил мятеж, взяв захваченные корабли на абордаж. При этом, был убит капитан «Виктории» Луис де Мендоса. После подавления бунта, начался скорый суд над изменниками. В числе подсудимых оказалось 40 человек. 

Все мятежники были приговорены к смертной казни, однако 37 из них Магеллан был вынужден помиловать, поскольку, в противном случае управлять частью кораблей было бы просто некому. 

Троим бунтарям не повезло. Одного из них – Гаспара Кесаду, пролившего невинную кровь капитана «Виктории», казнили. Еще двоих – Картахену и священника Педро Санчеса де ла Рейну высадили на пустынный берег с минимальным запасом воды и галет, что в условиях надвигающейся зимы было равносильно смертному приговору. О дальнейшей судьбе этих людей ничего не известно. 

Помилованные бунтовщики были закованы в кандалы и до окончания зимовки выполняли самые тяжелые физические работы. В их числе был и Себастьян Элькано (1476- 1526) – тот самый испанец, которому достанутся все лавры победителя после трагической гибели Магеллана. 

Поиски пролива 

В мае 1520 года один из кораблей экспедиции — «Сантьяго» под командованием Жуана Серрана, был отправлен на разведку к югу от места зимовки. Однако, попав в жестокий шторм, «Сантьяго» потерпел крушение. К счастью, практически вся его команда сумела спастись и через несколько недель добраться до основного отряда. 

После потери «Сантьяго» количество кораблей в экспедиции сократилось до четырех.

Во время зимовки выяснилось, что местность, в которой находится экспедиция Магеллана, вполне обитаема. Местные жители оказались высокими туземцами с крепким телосложением. Живя в суровом климате, они для защиты от холода обматывали свои ноги толстым слоем сена, за что были прозваны патагонцами (в переводе с испанского – «большеногие»). Соответственно, земля, на которой жили эти индейцы, получила название Патагония.

Патагония фото
Типичный пейзаж в Патагонии

Антонио Пигафетта, рассказывая о встрече с туземцами, упоминает о том, что моряки хитростью захватили двоих индейцев в плен. Европейцы, якобы предлагая туземцам в подарок ножные кандалы, надели их патагонцам на ноги, сковали и заперли на корабле. Увидев такое вероломство, индейцы вступили с непрошенными гостями в бой, который закончился обоюдными жертвами. Дальнейшая судьба захваченных патагонцев оказалась незавидной – все они погибли во время длительного перехода флотилии через Тихий океан. 

С приходом тепла Магеллан наконец-таки вышел в море и направился на юг. 24 августа 1520 года флотилия вышла из бухты Святого Юлиана, однако, патагонская весна оказалась обманчивой. Уже спустя двое суток, корабли были вынуждены из-за непогоды остановиться в бухте Санта-Крус, где задержались еще почти на 2 месяца.

Долгая зимовка завершилась в октябре и стоила экспедиции жизней 30 человек

18 октября 1520 года флотилия вышла в море.

Магеллан объявил команде, что готов идти в поисках пролива вплоть до 75 градуса южной широты и в случае, если проход в Южное море не будет найден, экспедиция повернет обратно. В те времена еще никто не знал, что на широте 75 градусов уже расположена ледяная Антарктида, о существовании которой станет известно лишь спустя 300 лет.

Впрочем, настолько далеко Магеллану идти не пришлось. 

Спустя 3 дня, 21 октября 1520 года, команда увидела пролив между материком и островами, уходящий далеко на запад. Магеллан отправляет на разведку сразу два судна — «Сан-Антонио» и «Консепсьон». Спустя несколько дней они возвращаются с радостной вестью – пролив тянется далеко на запад, а вода в нем соленая.

Команда ликует. Окрыленный надеждой, Магеллан делает очередной шаг в неизвестность… 

Из Атлантики в Тихий океан 

Пролив, которым шел Магеллан, представлял собой длинный, извилистый лабиринт, состоящий из множества узких скалистых проходов, через которые корабли, фактически, шли вслепую. 

В темное время суток путешественники периодически наблюдали на берегу загадочные огни, которые пугали суеверных моряков. Вероятно, это были костры, которые жгли туземцы. Этот огромный архипелаг у южной оконечности Латинской Америки был назван Магелланом Огненная Земля.

Горы у Магелланова пролива
Побережье вдоль Магелланова пролива

Во время прохода через пролив экспедицию постигло новое несчастье. У острова Доусон, где пролив разделяется на два канала, Магеллан отправил два корабля — «Консепсьон» и «Сан-Антонио» на разведку в юго-восточном направлении. Из разведки вернулся только «Консепсьон», а от «Сан-Антонио» не было никаких известий. Потратив несколько дней на поиски пропавшего судна, Магеллан принимает решение идти дальше без «Сан-Антонио». 

Как выяснилось позднее, ушедший в разведку «Сан-Антонио» под командованием Алвару Мишкита, был захвачен мятежниками под руководством Эстебана Гомеша и предательски повернул обратно в Европу. В марте 1521 года «Сан-Антонио», на котором находилась значительная часть провианта, вернулся в Испанию, где Гомеш обвинил Магеллана в измене. Поверив дезертирам, испанские власти арестовали капитана «Сан-Антонио» Мишкиту, а семью Магеллана лишили пособия. Жена адмирала и оба его ребенка вскоре умерли в нищете и бесславии. 

Трудный путь через пролив занял 38 дней и завершился 28 ноября 1520 года. В этот день взору отважных моряков представилась огромная водная гладь, до горизонта залитая солнцем. Это был настоящий триумф человеческой воли и несгибаемой силы духа! Проход из Атлантического океана в Тихий был открыт!

Погода в «Южном море» была настолько спокойной, что Магеллан назвал этот океан Тихим. 

Путешествие через Тихий океан 

Представления тогдашней науки об истинных размерах земного шара были весьма приблизительными и это сыграло с Магелланом злую шутку. Найдя проход в Южные моря, он уже предвкушал скорое свидание с райскими Островами Пряностей. Команда тоже находилась в приподнятом настроении. 

Однако, отважный португалец едва ли мог представить себе, насколько огромен простиравшийся перед ним Тихий океан и какую цену придется заплатить за его преодоление.

Выйдя в открытый океан, экспедиция 15 дней шла прямо на север, стараясь быстрее покинуть холодные широты. Дойдя до 38° ю.ш., в районе острова Моча (совр. Чили) Магеллан повернул на северо-запад и отправился навстречу неизвестности.

Остров Моча Чили фото
Остров Моча (Чили)

Удивительно, но имея лишь приблизительное представление о том, куда им следует плыть, Магеллан довольно точно выбрал курс, позволивший им прийти к берегам Филиппин, откуда до Островов Пряностей было уже рукой подать. Вместе с тем, вызывает удивление тот факт, что Магеллан, знавший, что Молуккские острова находятся прямо на экваторе, удалился от него на целых 10 градусов к северу. 

Во время перехода через Тихий океан экспедиция почти не встречала на своем пути землю. Лишь дважды, судя по дневнику Пигафетты, моряки видели вдали острова (это были Туамоту и Лайн), но не стали высаживаться на них.

Переход через самый большой океан на планете дорого обошелся экспедиции Магеллана. Красноречивее всего о трудностях и лишениях, постигших моряков на этом пути, рассказывает летописец плавания Антонио Пигафетта: 

«В продолжение трёх месяцев и двадцати дней мы были совершенно лишены свежей пищи. Мы питались сухарями, но то уже не были сухари, а сухарная пыль, смешанная с червями, которые сожрали самые лучшие сухари. Она сильно воняла крысиной мочой. Мы пили жёлтую воду, которая гнила уже много дней. Мы ели также воловью кожу, покрывающую грот-грей, чтобы ванты не перетирались; от действия солнца, дождей и ветра она сделалась неимоверно твёрдой. Мы замачивали её в морской воде в продолжение четырёх-пяти дней, после чего клали на несколько минут на горячие угли и съедали её. Мы часто питались древесными опилками. Крысы продавались по полдуката за штуку, но и за такую цену их невозможно было достать…»

Точное количество моряков, умерших от голода и болезней во время перехода через Тихий океан, неизвестно. По разным оценкам, количество жертв составило от 11 до 29 человек. 

6 марта 1521 года на горизонте замаячил большой гористый остров. Это был Гуам из группы Марианских островов. Магеллан дал команду пристать к берегу. После высадки на Гуам, выяснилось, что остров обитаем. Вступив в контакт с местным населением, моряки Магеллана затеяли было торговлю, но вскоре выяснилось, что туземцы весьма вороваты. По этой причине европейцы прозвали эти острова Воровскими (Islas de los Ladrones).

Остров Гуам фото
Побережье Гуама в наши дни

После того, как дикари украли корабельную шлюпку, терпение Магеллана лопнуло и он отправил на берег карательную экспедицию. Испанцы и португальцы, высадившиеся на остров, сожгли селение туземцев, убили 7 человек и быстро ретировались.

«Когда кто-нибудь из туземцев бывал ранен стрелами из наших арбалетов, которые пронзали его насквозь, он раскачивал конец стрелы во все стороны, вытаскивал его, рассматривал с великим изумлением и так умирал…» — описывал Пигафетта указанные события

Разъяренные аборигены долго преследовали корабли на своих лодках, пытаясь забросать европейцев камнями. Однако, никакого существенного вреда флотилии причинить они не могли и Магеллан ушел от берегов Гуама без потерь. 

17 марта 1521 года экспедиция прибыла на филиппинский остров Хомонхон, завершив переход через самый большой океан на Земле. 3 месяца и 20 дней – именно столько потребовалось Магеллану на то, чтобы преодолеть около 17 тысяч километров от берегов Патагонии до Филиппинского архипелага. При этом, морякам несказанно повезло с погодой, поскольку за все время тихоокеанского путешествия они ни разу не попали в серьезный шторм.

Кругосветка Магеллана карта

Португалец и его команда стали первыми в истории человечества людьми, которым удалось достигнуть берегов Азии, двигаясь из Европы на запад. Великое дело Колумба завершил Фернан Магеллан. 

Пребывание на Филиппинах. Смерть Магеллана 

Магеллан, опасаясь встречи с воинственными туземцами, сознательно выбрал в качестве первоначального места остановки необитаемый остров Хомонхон, расположенный на восточном краю огромного Филиппинского архипелага. 

Здесь была обустроена временная база и лазарет. После того, как моряки отъелись свежей пищей и восстановили силы после тяжелого путешествия, Магеллан начал исследование окружающих островов. 

7 апреля 1521 года моряки высадились на крупном острове Себу и с удивлением для себя обнаружили здесь достаточно развитое общество, уже знакомое с внешним миром, в том числе, с арабами, которые прибыли на Филиппины еще в 14 веке.

Остров Себу фото
Побережье острова Себу в наши дни

Несмотря на это, Магеллан был преисполнен желания обратить местное население в христианскую веру и привести под власть испанского короля. 

Вскоре, под влиянием европейцев местный правитель Хумабон признает себя подданным короля и крестится под именем Карлос. Вслед за ним, то же самое сделали все члены его семьи и множество обычных туземцев. 

Казалось бы, все шло хорошо и Магеллан уже предвкушал скорое путешествие к сказочно богатым Островам Пряностей. Однако, судьба готовила португальцу другой конец. 

На соседнем с Себу острове Мактан местная знать во главе со своим предводителем по имени Лапу-Лапу, отказалась подчиняться белым людям. 

Кипучий и деятельный Магеллан не мог потерпеть такого пренебрежения и организовал на Мактан военную экспедицию с целью подчинения мятежных туземцев. Однако, европейцы явно переоценили свои возможности.

Остров Мактан фото
Остров Мактан в наши дни

В ночь на 27 апреля 1521 года вооруженный отряд из 60 человек во главе с Магелланом подошел на лодках к Мактану, однако, из-за мелководных рифов, европейцы не смогли высадиться непосредственно на берег. 

Оставив в лодках 10 человек с арбалетами и мушкетами, адмирал с 50 моряками вброд переправился на остров. Там их уже поджидали воинственные туземцы, которые незамедлительно атаковали непрошенных гостей. Оставшиеся в лодках открыли по дикарям стрельбу, но из-за большого расстояния убойная сила арбалетных стрел и мушкетных пуль была крайне низкой. Воины Лапу-Лапу, успешно укрываясь деревянными щитами, продолжали атаковать превосходящими силами.

Пытаясь внести в ряды туземцев смятение, Магеллан приказал поджечь их хижины. Однако, это еще больше разъярило дикарей, которые буквально осыпали испанцев и португальцев градом из копий и стрел.

Видя, что исход боя предрешен, европейцы обратились в бегство, пытаясь добраться до спасительных лодок. В это время дикари узнали в Магеллане предводителя вражеского отряда и толпой набросились на него.

Гибель Магеллана картина

Антонио Пигафетта, бывший непосредственным очевидцем гибели Магеллана, так описывал это трагическое событие: 

«…Островитяне по пятам преследовали нас, выуживая из воды уже однажды использованные копья, и таким образом метали одно и то же копье пять-шесть раз. Узнав нашего адмирала, они стали целиться преимущественно в него. Дважды им уже удалось сбить шлем с его головы. Он оставался с горстью людей на своем посту, как подобает храброму рыцарю, не пытаясь продолжать отступление, и так сражались мы более часу, пока одному из туземцев не удалось тростниковым копьём ранить адмирала в лицо. Разъярённый, он тотчас же пронзил грудь нападавшего своим копьём, но оно застряло в теле убитого. Тогда адмирал попытался выхватить меч, но уже не смог этого сделать, так как враги дротиком сильно ранили его в правую руку, и она перестала действовать. Заметив это, туземцы толпой ринулись на него, и один из них саблей ранил его в левую ногу, так, что он упал навзничь. В тот же миг все островитяне набросились на него и стали колоть копьями и прочим оружием, у них имевшимся. Так умертвили они наше зерцало, свет наш, утешение наше и верного нашего предводителя…»

В результате сражения с туземцами, вместе с Магелланом погибло 9 моряков. Остальные спешно ретировались с поля боя, не сумев забрать тело Магеллана. 

Магеллан смерть Мактан картина

Через некоторое время, Жуан Серран и Дуарте Барбоза отправилась на переговоры с Лапу-Лапу, предлагая тому отдать тело адмирала за выкуп, но вождь ответил категорическим отказом.

Смерть Магеллана, который своим личным авторитетом держал власть над местной знатью, привела к тому, что недавний союзник европейцев Хумабон вероломно заманил к себе европейцев под предлогом дружеского обеда, где туземцы напали на них, убив несколько десятков моряков, в числе которых были Серран и Барбоза.

Оставшиеся члены экспедиции были вынуждены срочно покинуть опасные острова. 

Что произошло с телом Магеллана, которое осталось в руках дикарей острова Мактан, остается неизвестным до настоящего времени. Впоследствии, испанские колониальные власти соорудили на Мактане мемориальный обелиск в память о гибели великого мореплавателя. Этот мемориал сохранился до наших дней и является популярным туристическим объектом. 

Мемориал Магеллана Мактан фото
Мемориал Магеллана на острове Мактан

В свою очередь, филиппинскими властями на месте гибели  Магеллана были построены храм и статуя вождя Мактана Лапу-Лапу, который на Филиппинах считается национальным героем.

Лапу-Лапу остров Мактан фото

Завершение кругосветки 

Несмотря на то, что Магеллан так и не закончил свой путь вокруг земного шара, великое путешествие вошло в историю именно как кругосветное плавание Магеллана. И это справедливо, поскольку легендарная экспедиция состоялась только благодаря смелости и кипучей энергии португальца. 

После гибели адмирала, оставшиеся моряки в спешном порядке покинули Филиппины и взяли курс на Молуккские острова. Количество членов экспедиции на этот момент сократилось до 115 человек. 

Несмотря на то, что Филиппины находятся сравнительно недалеко от Островов Пряностей, дорога к заветным берегам заняла несколько месяцев, поскольку, испанцы не знали точного пути. В поисках Молуккского архипелага моряки побывали на острове Палаван и на Калимантане, где целый месяц стояли в порту Брунея, будучи милостиво принятыми местным султаном.

Бруней фото
Бруней в наши дни

7 сентября 1521 года флотилия вышла из Брунея и направилась вдоль северо-западного берега Калимантана. Дойдя до северной оконечности острова, экспедиция почти полтора месяца простояла у небольшого островка, запасаясь провизией и дровами. Здесь испанцам удалось захватить небольшую лодку с малайцем, который показал им дорогу к Молуккам. 

8  ноября 1521 года «Тринидад», «Виктория» и «Консепсьон» бросили якоря у Молуккских островов и вскоре корабли уже наполняли на острове Тидоре свои трюмы бесценным грузом специй 

До Молуккского архипелага посчастливилось добраться лишь сотне с небольшим моряков, то есть, примерно, 1/3 части от начального состава экспедиции. 

В их числе был и малаец Энрике, которого по праву можно считать первым человеком, который обошел землю вокруг по морю. Отплыв когда-то с Магелланом от берегов родной земли на запад, он вернулся сюда, но уже с другой стороны. По большому счету, то же самое можно сказать и о Магеллане. Ведь дойдя до берегов Филиппин, он почти достиг долготы, на которой уже побывал ранее, во время службы на португальском флоте. 

На островах корабли загрузились пряностями и стали готовиться к отплытию. Однако, общего количества людей для управления тремя судами было явно недостаточно, поэтому, было принято решение сжечь один из кораблей. Выбор пал на «Консепсьон», команда которого перешла на два оставшихся судна. 

Таким образом, из пяти кораблей, вышедших в 1519 году из порта Севильи, путешествие продолжили лишь два – «Виктория» и «Тринидад». Впрочем, вместе они провели совсем немного времени, поскольку, решили разделиться и идти разными курсами. «Виктория» взяла курс на запад, через южную оконечность Африки, а «Тринидад» отправился к берегам Центральной Америки, где располагались испанские колонии. Однако, добраться до родной гавани было суждено только «Виктории». 

«Тринидад» под командованием Гонсало Гомеса де Эспиносы вышел в море 6 апреля 1522 года. Обогнув Хальмахеру, корабль взял курс на Панаму, однако уже совсем скоро попал в полосу сильных встречных ветров и был вынужден взять севернее. К началу мая «Тринидад» подошел к западной оконечности Марианских островов и стал продвигаться на северо-восток. Однако, штормовая погода и скудные запасы продовольствия вынудили Эспиносу повернуть обратно. От голода и цинги к этому времени умерло больше половины команды «Тринидада».

На обратном пути, возле острова Мауг с судна дезертировал матрос Гонсало Виго, оставшийся жить среди местных туземцев. Впоследствии он перебрался на остров Гуам, где провел 4 года. В сентябре 1526 года его подобрали испанские моряки из экспедиции Гарсиа Хофре де Лоайса.

В итоге, «Тринидад» был вынужден вернуться к Молуккским островам, где попал в руки португальцев, которые в мае 1522 года прибыли на Молуккские острова в составе большой флотилии. Португальский адмирал Антониу Бриту, получивший донесение о том, что близ Молуккских островов находится некое европейское судно, послал на его поиски три военных корабля. «Тринидад» был обнаружен и под конвоем доставлен на остров Терната.

Большинство моряков «Тринидада» были арестованы и отправлены на каторгу в Индию, где умерли от невыносимых условий. Лишь небольшая часть экипажа спустя время вернулась в Испанию 

«Виктория» под командованием Элькано вышла в море 22 января 1522 года и с большим трудом добралась до Мыса Доброй Надежды, двигаясь, как можно южнее, дабы избежать встречи с португальскими кораблями. Несмотря на погодные опасности, подстерегавшие моряков в этих широтах, такой маршрут был вполне оправдан, поскольку, португальцы крайне жестоко пресекали любое появление испанцев в водах Индийского океана, который они считали полностью своим.

Хуан Себастьян Элькано портрет
Элькано

Во время плавания в Индийском океане на корабле стал назревать бунт. Часть экипажа потребовала от Элькано идти в Мозамбик и сдаться в руки португальцев, дабы спастись от голодной смерти. Однако, капитану «Виктории» удалось убедить моряков продолжить путь домой.

Обогнув Мыс Доброй Надежды, «Виктория» два месяца шла к берегам Европы, сделав лишь одну вынужденную остановку на островах Зеленого Мыса, которыми владели португальцы. Здесь экспедиция лишилась еще 13 моряков, которых взяли в плен. 

6 сентября 1522 года «Виктория» бросила якорь в порту Севильи. В этот момент на ее борту было ровно 18 человек, которые с полным правом могли сказать, что они стали первыми в истории человечества европейцами, совершившими морское кругосветное путешествие. Вот имена этих отважных людей: 

  • Хуан Себастьян Элькано (капитан)
  • Франсиско Альбо (лоцман)
  • Мигель (лоцман)
  • Хуан де Акурио Бермео (лоцман)
  • Антонио Пигафетта (летописец экспедиции)
  • Мартин де Худисибус (начальник по погрузке)
  • Эрнандо де Бустаманте (матрос)
  • Николас Гриего (матрос)
  • Мигель Санчес (матрос)
  • Антонио Эрнандес Кольменеро (матрос)
  • Франсиско Родригес (матрос)
  • Хуан Родригес (матрос)
  • Диего Кармена Гальего (матрос)
  • Ханс (артиллерист)
  • Хуан де Арратия (матрос)
  • Васко Гомес Гальего (матрос)
  • Хуан де Сантандер (юнга)
  • Хуан де Субилета (помощник юнги) 

Формально, капитаном, завершившим кругосветную экспедицию, был испанец Себастьян Элькано, которому досталась вся слава победителя. Испанский монарх назначил ему ежегодную пенсию и даровал личный герб, на котором был нарисован земной шар с латинским девизом «Primus circumdedisti me» («Ты первый обогнул меня»).

Памятник Элькано в Гетариа
Памятник Элькано в его родном городе Гетариа

В 1526 году Элькано участвовал в экспедиции Гарсиа Хофре де Лоайса, который следовал примерно по пути Магеллана. Во время плавания, Элькано тяжело заболел и умер, будучи похороненным в море. 

Помимо 18 моряков, вернувшихся из путешествия на «Виктории», спустя время еще несколько членов экспедиции Магеллана вернулись домой. Так, в 1525 году в Испанию были доставлены четверо матросов «Тринидада» (по другим данным — пятеро), а также из португальского плена были выкуплены несколько человек, захваченных на островах Зелёного Мыса. 

Среди вернувшихся моряков «Тринидада» был Гонсало Гомес де Эспиноса – главный альгвасил всей экспедиции (королевский офицер, призванный следить за порядком). Этот испанский чиновник сыграл большую роль в подавлении бунта в апреле 1520 года, когда лично нанес смертельный удар мятежному капитану «Виктории» Луису де Мендосе и тем самым переломил ситуацию в пользу Магеллана и его сторонников. 

На своем борту «Виктория» привезла в Севилью груз пряностей, которые в те времена стоили баснословных денег. Несмотря на то, что в ходе экспедиции было утрачено 4 корабля, стоимость пряностей не только покрыла все понесенные расходы на экспедицию, но и дала испанской короне большую прибыль.

Памятник Магеллану Лиссабон фото
Памятник Магеллану в Лиссабоне

Значение экспедиции для науки 

Несмотря на то, что открытый Магелланом западный путь к Островам Пряностей, оказался более сложным и длинным, нежели восточный, португалец триумфально вошел в историю, как один из величайших первооткрывателей. 

Благодаря Магеллану, географическая наука приобрела следующие бесценные знания: 

  • Стал понятен реальный размер Южной Америки
  • Исследована и нанесена на карты неизвестная ранее часть побережья Южной Америки от устья Ла-Платы до Огненной Земли
  • Был открыт проход из Атлантики в Тихий океан
  • Были выяснены истинные размеры Тихого океана
  • Человечество окончательно убедилось в том, что Земля круглая, а ее настоящие размеры значительно больше, чем считалось ранее
  • Наука получила доказательства, что большая часть нашей планеты занята морями и океанами, а не наоборот, как считалось до этого
  • Стало очевидным, что мировой океан составляет единое целое и все моря на планете сообщаются друг с другом