В отличие от немцев, которые обратили внимание на сверхмалые подводные лодки только к концу войны, японское командование оценило эффективность мини-сумбарин гораздо раньше. Миниатюрные подводные корабли применялись японцами на протяжении всей войны, в том числе и на конечной ее стадии.

В нашей сегодняшней статье мы расскажем об истории строительства и участия в войне незавершенного японского проекта подводных лодок типа D, известных под названием «Корю» (Koryu), что в переводе означает «чешуйчатый дракон».

История создания ПЛ «Корю»

Подводная лодка типа D «Корю» была создана на базе сверхмалой лодки типа С «Ха-77». Проектирование субмарины и сборка тестовых образцов было осуществлено в период с июня 1944 года до января 1945 года.



Малые японские субмарины

Серийный выпуск этих ПЛ стартовал в феврале 1945 года. Несмотря на тяжелую ситуацию на фронтах, планы японского командования были масштабными – всего планировалось построить 570 лодок этого типа. Однако, реальность оказалась несколько иной – до сентября 1945 года спустить на воду удалось всего 115 субмарин, а остальные лодки находились в стадии сборки.

Корю субмарины

Одной из причин, по которой большие планы строительства ПЛ «Корю» потерпели неудачу, считаются частые массированные налеты американской авиации на судоверфи, где производилась сборка подводных кораблей. 

Конструкция и вооружение

Сверхмалая подводная лодка «Корю» была оснащена дизельным двигателем  мощностью 150 л.с. для движения в надводном положении (запах хода 1000 миль при скорости 8 узлов) и электродвигателем мощностью 440 кВт для подводного хода (запас — 125 миль при скорости 2,5 узла).

Корю субмарины типа D

Команда «Корю» состояла из 5 человек.

Основные характеристики лодки:

  • Габариты: 26.21×2,04×2,0 м.
  • Водоизмещение — 59,3 тонны
  • Максимальная надводная скорость — 16 узлов
  • Максимальная подводная скорость — 8 узлов
  • Предельная глубина погружения – 100 м.

Вооружение:

В боевом походе лодка «Корю» имела 2 торпеды «Тип 97», калибра 450 мм., несшие 350 кг. боевого заряда. Это были уже проверенные торпеды, развивавшие скорость до 45 узлов и способные атаковать корабли противника на расстоянии до 5,5 км. После каждой атаки сумбарины должны были возвращаться на базу для перезарядки торпедных аппаратов.

Известно, что в самом конце войны часть лодок вместо торпед была оснащена фугасным зарядом массой 600 килограммов для таранной атаки, в том числе и с использованием камикадзе (тэйсинтай).

Сверхмалые субмарины Японии

«Корю» во второй мировой войне

Японское командование возлагало большие надежды на сверхмалые подлодки «Корю», которые имели дальность хода до 1 000 миль. Спущенные на воду мини-подлодки типа D были направлены на различные прибрежные базы японского флота, в том числе на Окинаву.

Однако, какого-либо существенного влияния на ход морской войны лодки «Корю» не оказали, а по большому счету, проект оказался провальным, т.к за несколько месяцев службы, эти японские мини-субмарины не потопили ни одного вражеского корабля, при этом, собственные боевые потери, по разным оценкам, составили от 5 до 7 судов. Еще часть субмарин была уничтожена в местах базирования во время американских бомбардировок

«Корю»: известные сражения и операции

Список операций и сражений, в которых успели принять участие лодки типа D, весьма и весьма скромный. По-большому счету, единственным, более-менее масштабным военным событием, в котором они были задействованы, стало сражение за остров Окинава весной-летом 1945 года.

Битва за Окинаву

1 апреля 1945 года началась грандиозная битва за стратегически важный остров Окинава, которая продолжалась почти 3 месяца. В числе защитников острова значилось и несколько подводных лодок «Корю». Впрочем, в условиях тотального превосходства американцев, какого-либо существенного влияния на ход битвы лодки типа D оказать не могли. По приблизительным данным, в ходе сражения за Окинаву флот Японии потерял не менее 5 мини-субмарин.

Японские мини-субмарины

После войны

После капитуляции Японии, практически все подлодки «Корю» достались американцам. Значительная часть субмарин еще находилась на верфях в незавершенной стадии.

Захваченные корабли были изучены американскими специалистами и впоследствии утилизированы.