Если бы в истории великих мореплаваний существовала номинация «самое важное научное путешествие», то первое место в ней, безусловно, досталось бы кругосветному плаванию Чарльза Дарвина на паруснике «Бигль».

Чарльз Дарвин. Краткая биография

  • Чарльз Роберт Дарвин родился 2 февраля 1809 года в Шрусбери, графство Шропшир
  • С 1825 по 1827 годы учился в Эдинбургском университете на медика. Однако, врачебное дело пришлось Чарльзу не по душе и вскоре он забросил медицину
  • В 1828 году Чарльз поступил в Кембридж, где познакомился с профессором ботаники Джоном Генсло. Это событие в значительной степени предопределило дальнейшую судьбу юного Дарвина
  • С 1831 по 1836 годы находился в кругосветном путешествии на судне «Бигль»
Молодой Чарльз Дарвин портрет
Дарвин в молодости
  • 29 января 1839 года Дарвин вступил в брак. Супругой ученого стала его кузина Эмма Уэджвуд, которая родила в браке с Чарльзом десятерых детей, трое из которых умерли в раннем возрасте
  • 1838-1841 годы — Дарвин работает секретарем Лондонского геологического общества. В 1839 году ученый публикует первое издание книги «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль»
  • В 1859 году Дарвин опубликовал главный труд всей своей жизни — книгу «Происхождение видов», в которой назвал основным механизмом эволюции естественный отбор
Дарвин фото при жизни
Чарльз Дарвин в преклонных годах
  • В 1871 году Дарвин публикует книгу «Происхождение человека и половой отбор», в которой приводит аргументы в пользу происхождения человека от обезьяноподобных предков
  • Дарвин умер 19 апреля 1882 года в Дауне (предместье Лондона). Похоронен в Вестминстерском аббатстве рядом с могилой Исаака Ньютона

Подготовка и начало. Состав экспедиции

Несмотря на то, что кругосветная экспедиция на корабле «Бигль» вошла в мировую историю благодаря участию в ней Дарвина, планировалась она совсем для других целей. Главной задачей кампании была гидрографическая съемка малоизученных земель и в первую очередь, побережья Южной Америки.



Судно «Бигль», которому предстояло совершить эпохальное путешествие, изначально было построено как бриг водоизмещением 235 тонн. Однако, впоследствии корабль был переоборудован в барк и в дальнейшем использовался для научно-исследовательских целей.

Корабль был построен на верфи Вулвич (Woolwich) и спущен на воду в 1820 году.

Судно "Бигль"

Капитаном «Бигля» был Роберт Фицрой – молодой, но достаточно опытный офицер военно-морского флота Великобритании. Под его командованием  находилось несколько офицеров, 42 матроса и 8 юнг. В состав экспедиции также входили врач Бенджамин Байн, инструментальный мастер Джон Стеббинг, художник А. Эрл, миссионер Р. Маттьюс и ученый-натуралист Чарльз Дарвин.

То, чем планировал заниматься в плавании Дарвин, никак не пересекалось с задачами, поставленными перед командой судна. Он занимался своими делами, а экспедиция – своими. Единственное, что требовалось от ученого – вовремя являться на борт корабля перед отплытием в новое место.

Предложение принять участие в экспедиции поступило Дарвину от профессора ботаники Джона Генслоу (1796-1861), которого попросили найти натуралиста на «Бигль». Несмотря на молодость Дарвина, Генслоу нисколько не сомневался в своем выборе.

«Я заявил, что считаю Вас из всех, кого знаю, наиболее подходящим для этой цели. Я утверждаю это не потому, что вижу в Вас законченного натуралиста, а по той причине, что Вы достаточно специализировались в коллекционировании, наблюдении и возможности отмечать всё то, что заслуживает быть отмеченным в естественной истории… Не впадайте через скромность в сомнения или опасения относительно своей неспособности, потому что — уверяю Вас — я убеждён, что Вы именно тот человек, которого они ищут» – из письма Генслоу к Дарвину от 24 августа 1831 года

К слову, британское правительство не придавало никакого значения присутствию натуралиста на судне и уж тем более не собиралось финансировать научные изыскания. И лишь благодаря капитану Фицрою, который настоял на необходимости присутствия в мореплавании ученого, на «Бигле» нашлось местечко для Дарвина.

Хотя, первое знакомство натуралиста с капитаном едва не сорвало все планы Чарльза. Дело в том, что Фицрой был убежденным физиономистом и считал, что по внешности можно судить о качествах человека. Увидев Дарвина, капитан Фицрой сходу «забраковал» его из-за…формы носа.

Капитан Роберт Фицрой фото
Роберт Фицрой

«Человеку с таким носом нечего делать на борту корабля» – заключил Фицрой. И лишь благодаря профессору Генсло суровый капитан изменил свое мнение.

Удивительно, но капитан Роберт Фицрой в плане жизненных ценностей оказался практически полной противоположностью Дарвину. Морской офицер был закоренелым консерватором и крайне религиозным человеком. Он совершенно не понимал и не принимал идей Дарвина и впоследствии очень критически высказывался о его знаменитой книге «Происхождение видов».

Несмотря на это, капитан и ученый сумели ужиться на небольшом судне в течение 5 долгих лет плавания.

27 декабря 1831 года «Бигль» вышел в море из Девонпорта на юго-востоке Англии

Девонпорт Англия фото
Девонпорт в наши дни

Переход через Атлантику

6 января 1832 года экспедиция прибыла на остров Тенерифе, однако, запланированная здесь высадка была отменена из-за новостей об эпидемии холеры, бушевавшей на берегу.

16 января 1832 года «Бигль» пришвартовался в Порто-Прая на островах Зеленого Мыса. Здесь путешественники провели три недели, в течение которых Дарвин изучил местную флору и фауну, провел необходимые исследования.

8 февраля 1832 года «Бигль» продолжил плавание. 17 февраля судно пересекло экватор.

20 февраля британцы сделали остановку на острове Фернанду-ди-Норонья, расположенном в 350 километрах от побережья Бразилии, где Дарвин исследовал местный животный и растительный мир.

28 февраля 1832 года экспедиция завершила переход через Атлантический океан, прибыв в бразильский город Сальвадор

В Южной Америке

В порту Сальвадора «Бигль» простоял до 18 марта 1832 года. Не считая острова Фернанду-ди-Норонья, именно здесь состоялось первое знакомство Дарвина с уникальной природой Южной Америки, которая сильно впечатлила ученого.

18 марта «Бигль» отплыл из Сальвадора, взяв курс на Рио. Неспешно продвигаясь на юг, команда приступила к выполнению своей основной задачи – картографической съемке континентального побережья Южной Америки.

4 апреля 1832 года судно прибыло в порт Рио-де-Жанейро, где была запланирована длительная стоянка. Практически все свое свободное время в период пребывания в Рио Дарвин потратил на научные исследования диковинного для европейцев мира растений и животных.

Рио Бразилия фото
Рио в наши дни

В Рио «Бигль» простоял до 5 июля 1832 года. В указанный день корабль вышел в море и взял курс на юг, к устью Ла-Платы.

26 июля 1832 года «Бигль» остановился в порту Мальдонадо близ Монтевидео, где экспедиция базировалась следующие два года. В течение всего этого времени команда вела картографическую съемку у восточных и южных берегов Южной Америки, а Дарвин получил уникальную возможность подробно и обстоятельно изучить уникальную местную природу.

В Уругвае исследователь собрал большую коллекцию млекопитающих, птиц и пресмыкающихся, часть из которых ранее не была известна науке.

В декабре 1832 года «Бигль» отправился из Уругвая к берегам Огненной Земли. Примечательно, что на борту судна находилось несколько туземцев из местных племен, которых капитан Фицрой брал с собой в Европу из предыдущего плавания в здешних местах в 1826-1830 годах. Теперь они, полные впечатлений, возвращались на родину.

«Бигль». Картина Конрада Мартенса
«Бигль» у берегов Огненной Земли. Картина Конрада Мартенса

В районе Огненной Земли и мыса Горн «Бигль» провел несколько месяцев. 28 апреля 1833 года экспедиция вернулась в порт Мальдонадо.

В июле-сентябре 1833 года Дарвин активно исследовал природу на северной оконечности Патагонии, а также местность между Баия-Бланка и Буэнос-Айресом.

В начале октября 1833 года натуралист занимался раскопками древних останков ископаемых животных в районе Санта-Фе-Бахаду, расположенном в глубине материка, по течению реки Парана, после чего вернулся в Буэнос-Айрес.

Весь ноябрь ученый провел в Уругвае, дожидаясь отплытия «Бигля» на юг – в Патагонию. Наконец, 6 декабря 1833 года судно покинуло гостеприимные уругвайские берега и взяло курс на южную оконечность Латинской Америки.

23 декабря 1833 года экспедиция прибыла в бухту Желание возле современного города Комодоро-Ривадавия, а 9 января 1834 года посетила бухту Святого Юлиана – ту самую, в которой зимовала команда великого Фернана Магеллана в 1520 году.

16 марта 1834 «Бигль» прибыл на Фолкленды, бросив якорь в заливе Баркли на острове Восточный Фолкленд. Здесь Дарвин совершил увлекательное путешествие по острову, во время которого встретил табун диких лошадей, завезенных в эти суровые края в 1764 году французами. Несмотря на сложные климатические условия, животные прижились и расплодились

6 апреля «Бигль» покинул Фолкленды и снова направился к берегам Южной Америки.

13 апреля 1834 года экспедиция прибыла к устью реки Санта-Крус (Рио-Санта-Крус). Затем, часть команды, включая Дарвина, совершила увлекательное трехнедельное путешествие на судовых шлюпках вверх по реке и обратно, пройдя 270 километров.

«Бигль». Оуэн Стенли
Судно «Бигль». Картина Оуэна Стенли

В конце мая 1834 года «Бигль» вошел в Магелланов пролив, на берегах которого Дарвин не упустил уникальной возможности познакомиться с жизнью и бытом патагонцев.

10 июня 1834 года судно благополучно миновало Магелланов пролив и вышло в Тихий океан, приступив к изучению и картографической съемке западного побережья Южной Америки.

23 июля «Бигль» остановился в порту Вальпараисо.

С ноября 1834 года по январь 1835 года британцы занимались съемкой побережья многочисленных островов у побережья Чили. В этот период Дарвин успел побывать на островах Чилоэ, Лемуй, Сан-Педро, Чонос.

8 февраля британцы прибыли в Вальдивию, где спустя 12 дней Дарвин стал свидетелем сильнейшего в истории этого города землетрясения.

Вскоре «Бигль» отправился в Вальпараисо, откуда Дарвин выехал в Сантьяго.

Во время пребывания в материковой части Чили Дарвин поднимался высоко в Анды, где обнаружил раковины древних моллюсков, посетил долину Кильйота, закрытую долину Гитрон и побывал еще во многих уголках этого удивительного края, попутно изучая уникальную местную природу.

Анды горы фото
Высокогорье в Андах

4 июля 1835 года Дарвин вернулся на борт «Бигля», следующей целью которого было побережье Перу.

19 июля 1835 года экспедиция прибыла в порт Кальяо. В Перу британцы находились до начала сентября и за это время Дарвин успел совершить вояж по окрестностям перуанской столицы.

7 сентября 1835 года «Бигль» попрощался с гостеприимными берегами Латинской Америки и взял курс на Галапагосы.

Из пяти лет плавания, в Южной Америке «Бигль» провел большую часть времени – с 28 февраля 1832 года по 7 сентября 1835 года. И это не было случайностью, поскольку, одной из главных задач экспедиции являлась детальная съемка побережья Южной Америки и прилегающих к ней островов. Причины столь пристального внимания к южноамериканскому континенту были вполне понятны. После потери колоний в Северной Америке, правительство Британии искало новые зоны влияния.

"Бигль" в Магеллановом проливе

Что касается Дарвина, то он тоже не терял времени даром. Практически в ежедневном режиме он методично и скрупулезно изучал флору и фауну континента, подробно фиксируя свои наблюдения на бумаге.

Переход через Тихий океан

15 сентября 1835 года британская экспедиция прибыла на Галапагосский архипелаг, где провела больше месяца, перемещаясь от острова к острову.

С научной точки зрения, одним из самых важных пунктов во время перехода через Тихий океан, стали именно Галапагосские острова. Здесь Дарвин получил возможность исследовать неповторимую местную фауну, включая игуан-эндемиков, умеющих плавать, а также уникальных пингвинов, живущих на экваторе.

Игуана Галапосы фото

Эти отдаленные острова дали ученому богатую пищу для размышлений о том, как видоизменяются живые организмы в условиях полной изоляции от внешнего мира.

После Галапагосов «Бигль» взял курс на Таити, куда прибыл 15 ноября 1835 года. Здесь Дарвин активно изучал геологию коралловых островов и рифов, а также пообщался с туземным населением. Исследования, проведенные Дарвином на Таити, впоследствии легли в основу его известной книги «Строение и распределение коралловых рифов».

25 ноября 1835 года на борту «Бигля» в качестве почетного гостя побывала королева Таити Помаре IV.

На следующий день экспедиция покинула гостеприимные острова и направилась к Новой Зеландии.

К слову, длительные океанские переходы были не слишком по нраву Дарвину, который сильно страдал от морской болезни, а также томился от нетерпения увидеть новые, еще неизведанные земли.

«Я ненавижу каждую проклятую волну в проклятом океане» — писал он домой с борта «Бигля»

Австралия и Океания

21 декабря 1835 года «Бигль» бросил якорь в бухте Айлендс на Северном острове Новой Зеландии. Здесь экспедиция пробыла всего 9 дней, но за это время Дарвин успел познакомиться с уникальной природой этого удаленного архипелага. 30 декабря британцы вышли в море, взяв курс на Австралию.

12 января 1836 года капитан Фицрой привел свое судно в Порт-Джэксон (совр. Сидней).

Не теряя времени, Дарвин сразу же начал активное знакомство с природой Зеленого континента.

Кенругу фото

Близкое знакомство с австралийской фауной стало настоящим откровением для ученого. Больше всего его поразили сумчатые животные, которые нигде не Земле больше не встречались. А от встречи с утконосом натуралист и вовсе пришел в неописуемый восторг. Эндемики Зеленого континента, воочию увиденные Дарвином, не оставляли сомнений – уникальность австралийской фауны была обусловлена тем, что она развивалась на протяжении миллионов лет в полной изоляции от всего остального мира.

22 января 1836 года Дарвин на «Бигле» отправился на Тасманию. После непродолжительного пребывания на острове, экспедиция двинулась к юго-западной оконечности Австралии. 6 марта британцы остановились в заливе Короля Георга, а спустя 8 дней окончательно покинули Австралию.

Переход через Индийский океан. Африка

1 апреля 1836 года «Бигль» пришвартовался у Кокосовых островов.

Изучив местную природу, Дарвин заключил, что практически все островные растения были занесены в этот отдаленный уголок мира океанскими волнами с севера. Местная сухопутная фауна оказалась также весьма бедной. Среди представителей животного мира Дарвин нашел здесь завезенных европейцами крыс, нескольких птиц, ящерицу, пауков, одного жука и кокосового краба.

Кокосовые острова фото
Кокосовые острова в наши дни

На Кокосовых островах судно простояло до 12 апреля, а затем взяло курс на Маврикий. На этом острове Дарвин был принят английским капитаном Джоном Ллойдом (1800–1854), который занимал на Маврикии должность колониального инженера и генерального инспектора. Биография Ллойда примечательна тем, что после 20 лет, проведенных на острове Маврикий, он вернулся в Европу, затем, в 1854 году был отправлен британским правительством в Крым, где заболел холерой и умер.

9 мая 1836 года «Бигль» вышел из Порта-Луи и взял курс на мыс Доброй Надежды.

31 мая британская экспедиция остановилась в бухте Саймонс близ Кейптауна

Здесь Дарвину представилась возможность познакомиться с уникальным животным  растительным миром Южной Африки.

Завершение экспедиции

8 июля 1836 года экспедиция прибыла на остров Святой Елены. Здесь британцы провели несколько дней, в течение которых Дарвин собрал небольшую коллекцию представителей местной фауны.

На острове ученый воочию убедился в том, насколько быстро может меняться природа под воздействием антропогенных факторов. Так, примерно 100 лет назад остров Святой Елены был покрыт густым лесом, о чем Дарвин читал в географических описаниях того времени. Однако, прибыв на остров, британский натуралист обнаружил, что весь лес почти исчез, а местный ландшафт больше напоминает лесостепь.

Причина такого преображения заключалась в том, что европейские колонисты завезли на остров большое количество домашнего скота (коз, овец, свиней), который быстро уничтожил весь молодняк деревьев

Дом Наполеона, остров Святой Елены фото
Дом Наполеона на острове Святой Елены

19 июля «Бигль» прибыл на остров Вознесения, откуда спустя 5 дней отплыл в Бразилию, где англичане планировали сделать непродолжительную остановку.

1 августа 1836 года команда прибыла в Бразилию. После пятидневного пребывания в Сальвадоре, «Бигль» вышел в море и взял курс на родину.

Однако, путь домой оказался непрост. У берегов Бразилии судно накрыл шторм и капитан Фицрой был вынужден укрыться от непогоды в порту Ресифи.

19 августа 1836 года со второй попытки «Бигль» все-таки окончательно покинул Бразилию и уже спустя 12 дней был на островах Зеленого Мыса.

20 сентября экспедиция сделала остановку на Азорских островах. Отсюда до берегов Туманного Альбиона «Бигль» следовал уже без остановок.

2 октября 1836 года судно бросило якорь в порту Фалмут, где Дарвин сошел на берег, попрощавшись с капитаном и командой

Маршрут Бигля фото
Кругосветный маршрут «Бигля»

Значение экспедиции для науки

Сведения, полученные Дарвином во время кругосветного путешествия, стали основой для теории эволюции, которая до настоящего времени является базисом в изучении развития жизни на Земле.

За время экспедиции Дарвин собрал уникальную коллекцию животных и растений. Многие окаменелые останки ископаемых животных, обнаруженные Дарвином, до сих пор хранятся в музеях Европы и США.