Ледяные воды Русской Арктики хранят в своих глубинах немало трагических свидетельств самой страшной войны в истории человечества.
Сегодня мы познакомим читателей сайта с трагической историей гибели советского арктического конвоя БД-5, следовавшего в августе 1944 года из Белого моря в Диксон.
Состав конвоя, маршрут
Главной задачей арктического конвоя БД-5 была транспортировка с «большой земли» в порт Диксон очередной смены полярников и их семей. Также конвой перевозил более 6 тысяч тонн различного груза, включая продовольствие, для Карской военно-морской базы и полярных станций. В конвое принимали участие военнослужащие Беломорской Военной флотилии и специалисты Главного управления Севморпути.
Для перевозки людей в Диксон в состав конвоя было включено 4 судна, в числе которых крупный транспортный пароход «Марина Раскова», а также тральщики Т-114, Т-116, Т-118.
Все четыре судна были из числа бывших «американцев», то есть, кораблей, переданных правительством США Советскому Союзу по программе военной помощи.
В частности, пароход «Марина Раскова», полученный от американцев в 1943 году, был построен в 1919 году на судоверфи в штате Пенсильвания и спущен на воду под именем «Mystic», после чего трижды менял свои названия: «Munmystic» (1930), «Iberville» (1937), «Ironclad» (1941). Корабль известен тем, что в свое время входил в состав знаменитого конвоя PQ-17

После включения в состав Северного Государственного морского пароходства, транспорт был переименован в честь известной советской летчицы Марины Расковой, совершившей в 1938 году беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток и удостоенной за это звания Герой Советского Союза.
Сопровождавшие пароход корабли также были судами американской постройки. Так, единственный уцелевший в этом походе тральщик Т-116 был заложен в 1942 году на американской судоверфи в Тампе (Флорида). В августе 1943 года судно было передано советскому правительству в счет поставок по ленд-лизу.

Абсолютное большинство участников и пассажиров конвоя было размещено на пароходе «Марина Раскова» (водоизмещение 9 083 тонн). Всего на его борту находились 417 человек, включая экипаж. На судне было немало женщин и детей. Капитаном парохода был опытный моряк-полярник Виктор Демидов.

Суда, сопровождавшие пароход, входили в состав 6-го дивизиона тральщиков Бригады траления Охраны водного района Главной базы Северного флота. Это были Т-114 (командир И.О. Панасюк), Т-116 (командир В.А. Бабанов) и Т-118 (командир С.М. Купцов). Корабли сопровождения имели на борту противолодочное вооружение и гидроаппаратуру для обнаружения вражеских субмарин.

Маршрут советского арктического конвоя БД-5 начинался в городе Молотовске (совр. Северодвинск) на Белом море, а его конечной точкой должен был стать порт Диксон на полуострове Таймыр.
8 августа 1944 года корабли вышли из Молотовска и направились на восток.
Трагическая гибель конвоя БД-5
12 августа 1944 года суда конвоя БД-5 двигались по намеченному маршруту в 60 милях от острова Белый в Карском море. Большая часть пути до Диксона уже была позади, но расслабляться не приходилось. В годы войны в водах Карского моря регулярно «паслись» немецкие субмарины, выискивающие цели из числа советских военных и гражданских судов. В частности, летом 1944 года в Карском море действовала «волчья стая» «Грайф», состоявшая из 6 подлодок. Все они были сосредоточены к востоку от проливов острова Новая Земля и в районе Диксона, т.е., в местах наиболее активной навигации.
В тот роковой день на пути конвоя БД-5 оказалась немецкая подводная лодка U-365 под командованием капитан-лейтенанта Хеймара Ведемейера.

Первая атака на «Марину Раскову» была проведена 12 августа 1944 года в 19:57 (координаты 73°22’N 66°35’E). Торпеда попала в район переборки между вторым и третьим трюмом правого борта. В результате взрыва были повреждены два паровых котла и судно остановилось. «Марина Раскова» дала сильный крен и стала осаживаться на нос. Однако, благодаря предпринятым экстренным мерам, пароход удалось удержать на плаву.
Изначально, никто не предполагал, что к взрыву может быть причастна немецкая подлодка. Напротив — все были уверены в том, что «Марина Раскова» подорвалась на вражеской мине, которыми были изрядно нашпигованы здешние воды. Как выяснилось позднее, это заблуждение обошлось очень дорогой ценой…
Но почему же на судах сопровождения не смогли вовремя заметить вражескую подводную лодку?
Одна из причин заключалась в том, что в атаке на «Марину Раскову» немцы применили современные торпеды G7e T3, оборудованные прибором FaT, который точно наводил снаряд по цели. Эти акустические торпеды относились к классу новейшего вооружения и двигались практически бесшумно и бесследно. Для детонации им даже не нужен был физический контакт с бортом судна – торпеды взрывались, войдя в ближнее магнитное поле корабля. При этом, атака могла производиться с гораздо большего расстояния, нежели в случае использования старых образцов торпед. Именно по этой причине наши акустики и не смогли засечь подводку, что дало ей время для подготовки последующих атак.
Спустя 7 минут после атаки на «Марину Раскову», акустической торпедой был поражен флагманский тральщик Т-118. В 20:31 он затонул, однако, большая часть экипажа была спасена. Увы, но и на это раз причиной взрыва ошибочно посчитали столкновение с миной.
В течение нескольких последующих часов все усилия были брошены на спасение людей с «Марины Расковой». Пассажиров с борта поврежденного парохода перевозили на оставшиеся два тральщика. Так, ближе к полуночи Т-114 принял на свой борт около 200 человек, включая женщин и детей.
13 августа 1944 года в 00:45 на тральщике Т-114 раздался мощный взрыв, причинивший критические повреждения. Тральщик затонул в течение нескольких минут, при этом, большинство находившихся на нем людей погибли.
В течение более чем 4 часов с момента первой атаки, U-365 находилась рядом с советскими кораблями, оставаясь незамеченной, что позволило ей хладнокровно и планомерно уничтожить сразу три судна советского конвоя БД-5.
Последней надеждой на спасение теперь оставался единственный уцелевший тральщик Т-116. К счастью, к этому времени советские моряки уже заметили перископ немецкой подлодки и буквально каждую секунду ожидали новой атаки. На судне имелись глубинные бомбы, однако, в сложившейся ситуации необходимо было срочно решать вопрос о спасении оставшихся в живых людей с «Марины Расковой», часть из которых уже находились на борту тральщика, а остальные дрейфовали в море на лодках и плотах.
Оценив ситуацию, командир Т-116 не стал рисковать жизнями почти 200 спасенных пассажиров и принял решение идти к берегу. По разным оценкам, после ухода Т-116, в море на месте трагедии осталось от 120 до 180 человек, разместившихся на трех вельботах, кунгасе и нескольких шлюпках
Немецкая субмарина не стала преследовать тральщик, оставшись рядом с обреченным пароходом. В 1:04 и 1:23 U-365 выпустила по транспорту еще 2 торпеды, в результате чего судно затонуло.
Поздним вечером 13 августа 1944 года военный тральщик Т-116 причалил к берегу в селе Хабарово на южном берегу пролива Югорский Шар.
На следующий день началась операция по поиску и спасению оставшихся в живых участников конвоя БД-5. К этому времени утлые суденышки, на которых дрейфовали обессиленные и голодные люди, были разбросаны штормом в разные стороны. В операции принимали участие несколько гидросамолетов, а также большая корабельная группа. В общей сложности, спасательная операция продолжалась в течение несколько недель и ее результатом стало спасение 73 человек, которые сумели выжить в суровых арктических условиях.
Одним из самых трагичных моментов спасательной операции стало обнаружение в море одного из кунгасов 23 августа 1944 года. Красноречивее всего этот эпизод впоследствии описал летчик гидроплана «Каталина» Матвей Козлов, обнаруживший лодку:
«…Нашли там 14 человек живыми и более 25 трупов. Трупы лежали в два ряда на дне кунгаса, наполненного по колено водой. На трупах лежали и сидели оставшиеся в живых, из которых примерно шесть человек были способны с трудом передвигаться самостоятельно. По заявлению снятых людей и осмотру кунгаса было установлено, что пресной воды, а также каких-либо продуктов на кунгасе не было…»

В условиях штормовой погоды и перегрузки гидроплан Матвея Козлова не смог подняться в воздух и летчик героически вел его к берегу по бушующим волнам в течение 12 часов!
Матвей Ильич Козлов после войны жил в Москве, в известном «Доме полярников» на Никитском бульваре. Одной из самых ценных вещей в его квартире был сувенир c рисунком, на котором выгравирован тонущий корабль, пляшущая на волнах шлюпка с людьми и летящий в воздухе двухмоторный гидросамолет «Каталина». На подставке выполнена следующая памятная надпись:
«Моему второму отцу — летчику полярной авиации Козлову Матвею Ильичу, спасшему меня и товарищей после семидневного пребывания в Карском море в результате гибели 12 августа 1944 года транспорта «Марина Раскова». Пусть этот небольшой сувенир напомнит о действительно героических буднях Вашего славного экипажа в дни Великой Отечественной войны. С глубокой благодарностью и уважением к Вам А.Я. Булах, г. Изюм, 28 декабря 1965 г.»
3 августа 1944 года был отдан приказ о прекращении поисковых работ.
В конце августа того же года на берегу острова Белый был обнаружен кунгас с «Марины Расковой» с трупами нескольких человек. Их останки захоронили на острове, однако, могила не сохранилась, поскольку была размыта волнами и разорена белыми медведями. Несмотря на это, уже в 21 веке силами участников поисковой экспедиции братская могила погибших участников конвоя БД-5 была найдена. Также был обнаружен и кунгас, который за 70 лет почти полностью ушел в грунт. Точное количество людей, которые пытались спастись на этой лодке, неизвестно. Предположительно, их было несколько десятков человек.

Всего в результате трагедии у острова Белый погиб 381 человек, в числе которых были советские моряки, а также гражданские лица. Среди жертв атаки немецкой субмарины было немало женщин и детей. Судовые потери составили 3 единицы: пароход «Марина Раскова» и два тральщика – Т-114 и Т-118.
Дальнейшая судьба немецкой субмарины U-365, ответственной за гибель советского конвоя, оказалась типичной для большинства подводных лодок Кригсмарине. 13 декабря 1944 года она была потоплена британцами в Северном Ледовитом океане, к востоку от острова Ян-Майен. Весь экипаж лодки погиб, включая ее капитана. Впрочем, на тот момент им был уже не Хеймар Ведемейер, а другой офицер. Что касается Ведемейера, отдавшего приказ атаковать конвой БД-5, то ему, в отличие от большинства «коллег по подводному цеху» повезло: он благополучно завершил службу и прожил долгую жизнь, скончавшись в 1998 году в возрасте 92 лет у себя дома в Гамбурге.
Память о конвое БД-5
О трагической судьбе погибшего конвоя БД-5 благодарные потомки помнят до сих пор.
Так, в 2009 году в России была проведена масштабная акция памяти «Карская экспедиция-2009», посвященная сбору и систематизации материалов о конвое. В рамках этой акции на острове Белый был установлен небольшой мемориальный комплекс в память о трагедии и поставлена православная часовня. В Салехарде и Воронеже установлены памятные доски.
В ходе проведенных работ были установлены несколько живых участников этого конвоя, установлены контакты с многочисленными родственниками очевидцев трагедии.
В сентябре 2014 года участники поисковой операции «Карская экспедиция – 2014» не только установили точные координаты гибели судов конвоя БД-5 , но и с помощью глубоководных аппаратов нашли затонувший пароход «Марина Раскова» и тральщик Т-114. Места затопления судов находятся на расстоянии двух миль друг от друга.

В разные годы о судьбе конвоя было написано несколько книг и снят документальный фильм. В 2015 году кировским драматургом Денисом Смирновым по мотивам карской трагедии был поставлен спектакль.
Непосредственных участников тех трагических событий сегодня с каждым годом становится все меньше и меньше. Но в разных концах света живут многочисленные потомки моряков и пассажиров конвоя БД-5 — как тех, кому удалось выжить, так и тех, кто навсегда упокоился в ледяных водах Карского моря. Память о них будет жить вечно…