Со времен Магеллана до открытия Антарктиды пройдет 300 лет, в течение которых тысячи кораблей огибали южную оконечность Латинской Америки, стараясь как можно быстрее покинуть эти неприветливые места, насквозь продуваемые ледяными ветрами.
Тогда еще никто не знал, что всего в 800 километрах от мыса Горн находится неизвестный человечеству огромный материк, практически полностью покрытый ледяным панцирем.
Открыть самый холодный континент на Земле было суждено русским морякам.
Фаддей Белинсгаузен. Михаил Лазарев. Краткая биография
Фаддей Беллинсгаузен
- Фаддей Белинсгаузен родился 9 сентября 1778 года на острове Эзель (совр. Сааремаа, Эстония) в семье балтийских немцев, состоявших на русской службе. Имя при рождении — Фабиан Готлиб фон Беллинсгаузен
- В возрасте 11 лет поступил в Морской кадетский корпус в Кронштадте
- В 17-летнем возрасте произведен в гардемарины
- 1803-1806 годы – участвует в кругосветном плавании на шлюпе «Надежда» под командованием Ивана Крузенштерна
- В 1819-1821 годах командовал морской экспедицией, в ходе которой была открыта Антарктида

- В период с 1822 по 1825 годы Беллинсгаузен командовал 15-м флотским экипажем, а затем назначен дежурным генералом Морского министерства
- 1826-1827 годы — командовал отрядом судов в Средиземном море
- 1828-1829 годы – принимал участие в войне с Турцией, отличился при взятии портов Месемврия и Инада
- В 1839 году Беллинсгаузен назначен командиром Кронштадтского порта и военным генерал-губернатором города
- В 1843 году произведен в чин адмирала
- Фаддей Беллинсгаузен умер в 1852 году. Был похоронен в Кронштадте на городском лютеранском кладбище
Михаил Лазарев
- Михаил Петрович Лазарев родился в 1788 году во Владимире, в дворянской семье
- Юношей был определен в Морской кадетский корпус, который окончил в числе лучших выпускников
- В 1813-1816 годах Лазарев совершил свое первое кругосветное плавание на судне «Суворов»
- В 1819-1821 годах участвовал в Русской Антарктической экспедиции в качестве командира шлюпа «Мирный»

- В 1822-1825 годах на фрегате «Крейсер» совершил очередное кругосветное плавание
- С 1826 командовал линкором «Азов», отличился в Наваринском сражении
- С 1832 года командовал Черноморским флотом России
- Лазарев умер в 1851 году и был похоронен в Севастополе
Подготовка и начало. Состав экспедиции
О том, что на крайнем юге нашей планеты есть огромный холодный материк, ученые догадывались давно. Однако, представить человечеству достоверные доказательства существования ледяного континента можно было, только увидев его своими глазами.
В конце 18 века ближе всех к этой цели подошел Джеймс Кук, который в январе 1773 года достиг 71°10′ ю.ш., где дальнейший путь ему преградили опасные паковые льды. Не рискнув идти дальше, Кук посчитал эти воды недоступными для мореплавания и повернул обратно.

«Риск, связанный с плаваньем в этих необследованных и покрытых льдами морях в поисках южного материка, настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы» – писал великий английский мореплаватель
Однако, дальнейшие события показали, что Джеймс Кук заблуждался. Доказать неправоту прославленного британского капитана было суждено русским морякам.
После окончания Отечественной войны 1812 года в России отмечался небывалый подъем национального духа во всех областях общественной и политической жизни. Одним из активно продвигаемых направлений государственной политики стали географические исследования и открытия новых земель. При этом, амбиции России не ограничивались ближайшими территориями. После знаменитой кругосветки Крузенштерна 1803-1806 годов стало ясно, что русским морякам по плечу и более сложные задачи, в числе которых – путешествие в еще неизвестные человечеству воды на крайнем юге нашей планеты.
Считается, что главным инициатором русской экспедиции в Антарктику был морской министр Иван Иванович Траверсе (Жан-Батист Прево де Сансак, маркиз де Траверсе).

Представитель старинного французского дворянского рода Прево де Сансак, уроженец острова Мартиника, маркиз де Траверсе (1754-1831) поступил на русскую службу в 1790 году и стал называться Иваном Ивановичем. Дослужился до звания адмирала. С 1809 по 1828 годы возглавлял морское министерство России.
Благодаря стараниям деятельного министра, одобрение антарктической экспедиции было получено на самом высоком уровне и в марте 1819 года император Александр I издал указ о подготовке плавания.
Для выполнения важной миссии были выбраны два судна: шлюп «Мирный» и шлюп «Восток».
Эти корабли относились к классу небольших парусных шлюпов, которые были совершенно не приспособлены к плаванию в суровых условиях Антарктики.
«Восток» был построен по образцу фрегата проекта французского инженера Жака Балтазара. Корабль был спущен на воду 16 июля 1818 года и имел следующие характеристики: водоизмещение 900 тонн, длина 39,53 м., ширина 9,96 м.

«Мирный» изначально был построен в Кронштадте под именем «Ладога», но впоследствии переименован. Он имел длину 36,58 м., ширину 9,14 м., водоизмещение 530 тонн.

На каждом судне было размещено 4 или 5 шлюпок разного размера, включая крупные восьмивесельные баркасы.
«Восток» был оснащен шестнадцатью 18-фунтовыми орудиями и двенадцатью 12-фунтовыми карронадами. На борту «Мирного» стояли 6 карронад и 14 трехфунтовых орудий.
Корабли имели различные мореходные качества, что могло сулить некоторые проблемы во время экспедиции. В частности, «Мирный» был медленнее «Востока», что мешало «синхронизации» во время плавания в открытом океане
Выход в море был запланирован на июль 1819 года, поэтому, приготовления к экспедиции проходили в спешном порядке.
Изначально, предполагалось, что руководителем экспедиции в Антарктику будет известный русский мореплаватель Макар Ратманов, однако, затем планы поменялись и для участия в плавании из Севастополя в Петербург был вызван Фаддей Беллинсгаузен, служивший на Черном море командиром фрегата «Флора». 23 мая 1819 года Беллинсгаузен прибыл в столицу и вскоре принял командование шлюпом «Восток».
Набор экипажа осуществлялся на добровольной основе. Предпочтение отдавалось крепким морякам со знанием кораблестроительного ремесла.
Несмотря на то, что командный состав «Мирного» и «Востока» практически целиком был представлен военными офицерами, сама экспедиция носила исключительно научный характер и не преследовала никаких милитаристских и даже политических целей. Главной задачей, стоявшей перед моряками, было максимально возможное продвижение в южные широты, открытие и исследование новых земель и островов.
«Государь повелевает также во всех землях, к коим будут приставать, и в которых будут находиться жители, поступать с ними с величайшей приязнью и человеколюбием, избегая сколько возможно всех случаев к нанесению обид или неудовольствий, а напротив того стараясь всемерно привлечь их ласкою и не доходить никогда до строгих мер, разве только в необходимых случаях, когда от сего будет зависеть спасение людей, вверенных его начальству» – из инструкции Морского министерства, выданной руководству экспедиции
Экипаж шлюпа «Восток» под командованием Беллинсгаузена насчитывал 117 человек, экипаж «Мирного» под командованием Лазарева – 72 человека.
Удивительно, но экспедиция, перед которой ставились научные цели, практически не имела в своем составе ученых. Единственным представителем академической науки был экстраординарный профессор Казанского университета Иван Симонов. Впрочем, офицеры, находившиеся на борту «Востока» и «Мирного», были образованными людьми и вполне могли самостоятельно вести научные наблюдения и записи.

В состав участников плавания вошел академик живописи Павел Михайлов, в задачи которого входила зарисовка вновь открытых земель. За время экспедиции Михайлов создал сотни рисунков и акварелей, значительная часть из которых хранится в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге.
По настоянию морского министерства в состав экспедиции был включен священник. Им стал иеромонах Дионисий, которого определили на борт «Мирного».
4 июля 1819 года «Восток» и «Мирный» вышли в море.
Переход через Атлантику
15 июля 1819 года корабли прибыли в Копенгаген.В датской столице к экспедиции должен был присоединиться немецкий ученый Карл Генрих Мертенс. Однако, по каким-то причинам его участие в Русской Антарктической экспедиции не состоялось.
19 июля флотилия вышла из Копенгагена и спустя неделю прибыла в английский порт Дил, откуда спустя 3 дня переместилась в Портсмут. За время стоянки Беллинсгаузен и Лазарев отлучились в Лондон, где пробыли 9 дней. В Англии экспедиция запаслась дополнительным продовольствием, а также приобрела хронометры и ценное мореходное оборудование.
26 августа 1819 года флотилия покинула берега Туманного Альбиона и взяла курс на Тенерифе.
15 сентября 1819 года корабли прибыли в порт Санта-Крус-де-Тенерифе, где простояли 6 дней.

18 октября 1819 года экспедиция пересекла экватор, по традиции отметив это событие Праздником Нептуна
2 ноября 1819 года «Мирный» и «Восток» прибыли в Рио-де-Жанейро.
Главный город Бразилии не произвел большого впечатления на главу экспедиции. Беллинсгаузен отметил в Рио «отвратительную неопрятность» и «мерзостные лавки, в коих продаются негры».
Исследование субантарктических вод
22 ноября 1819 года «Восток» и «Мирный» вышли из Рио и взяли курс на юг.
По мере приближения к южным широтам стало заметно холодать. Команде выдали зимнюю форму.
15 декабря 1819 года корабли достигли юго-западного берега острова Южная Георгия. В этот же день был открыт и нанесен на карту остров Анненкова.

17 декабря «Восток» и «Мирный» покинули воды близ Южной Георгии и взяли курс на юго-восток.
20 декабря экспедиция впервые встретила крупный айсберг. Это был явный признак того, что загадочный ледовый континент уже совсем близко.
22 декабря 1819 года был обнаружен небольшой остров, покрытый снегом и льдом. Его назвали в честь участника экспедиции лейтенанта Аркадия Лескова.
В последующие несколько дней русские моряки открыли и нанесли на карту еще несколько островов: гористый остров Завадовского, остров Торсона (Высокий), острова маркиза де Траверсе.

Открытие Антарктиды. Австралия и Океания. Второй поход в Антарктиду
Открытие Антарктиды
31 декабря 1819 года экспедиция подошла к берегам острова Бристоль. В предновогодний день разыгралась непогода, пошел мокрый снег. Вдобавок к этому, корабли уперлись в ледовое поле.
2 января 1820 года корабли миновали острова Саутерн-Тул, которые были открыты Джеймсом Куком. Здесь количество ледовых полей и айсбергов было уже настолько велико, что дальнейшее продвижение на юг представляло большую опасность для хрупких шлюпов. Несмотря на это, Беллинсгаузен и Лазарев приняли решение идти дальше.
До 9 января корабли шли в штатном режиме. За это время моряки пополнили запасы продовольствия, охотясь на пингвинов, которых здесь было великое множество. Сначала матросы с подозрением отнеслись к мясу этих птиц, но увидев, что даже офицеры уплетают пингвинов за обе щеки, смело принялись за еду.

9 января, в результате столкновения с ледяным полем шлюп «Мирный» получил повреждение в районе форштевня. Усилиями команды его удалось заделать без серьезных последствий.
15 января 1820 года экспедиция пересекла Южный полярный круг (66° ю. ш.) на 3 градусе западной долготы.
16 января 1820 года русские моряки впервые увидели очертания ледяного континента. Это были «льды, которые представились нам сквозь шедший тогда снег в виде белых облаков» — так описал увиденное Беллинсгаузен.
В свою очередь, Михаил Лазарев описал этот момент так:
«16 января достигли мы широты 69°23′ S, где встретили матерый лед чрезвычайной высоты, и в прекрасный тогда вечер, смотря на салингу, простирался оный так далеко, как могло только достигать зрение… Отсюда продолжали мы свой путь к осту, покушаясь при всякой возможности к зюйду, но всегда встречали льдяной материк, не доходя 70°… Открылась, наконец, та матерая на юге земля, которую так долго искали и существование коей сидевшие филозофы в кабинетах своих полагали необходимым для равновесия земного шара»
Наблюдаемые командой ледяные громады были шельфовыми ледниками Антарктиды. Указанное событие случилось на 69°21’28» ю.ш. и 2°14’50» з.д. Именно эти координаты и можно считать точкой, в которой люди впервые увидели Антарктиду своими собственными глазами.
Сегодня это место носит название шельфового ледника Беллинсгаузена у Берега Принцессы Марты в море Лазарева.
Указанная выше дата – 16 января 1820 года (по новому стилю – 28 января) может с полным основанием считаться днем открытия Антарктиды, поскольку, едва ли кто-то из представителей рода человеческого до этого момента так близко подходил к берегам Ледяного Континента
Несмотря на то, что в южном полушарии январь является самым теплым месяцем в году, в антарктических широтах даже в это время погодные условия далеко не самые благоприятные. С другой стороны, именно антарктическое лето было единственным временем, когда корабли могли столь близко подойти к берегам Антарктиды.
26 января корабли вплотную подошли к огромному айсбергу высотой около 60 метров. Близкое знакомство с ледяной громадой не оставляло сомнений, что она в свое время была частью единого гигантского массива, соединенного с материком.
«Видя льдяные острова, поверхностью и краями сходные с поверхностью и краями большого вышеупомянутого льда, пред нами находящегося, мы заключили, что сии льдяные громады и все подобные льды от собственной своей тяжести, или других физических причин, отделились от матерого берега, ветрами отнесённые, плавают по пространству Ледовитого Южного океана…» (из воспоминаний Беллинсгаузена)
Изучение айсбергов показало, что эти громады целиком состоят из пресного льда. Это обстоятельство сильно приободрило моряков, которые испытывали трудности со свежей питьевой водой. Найдя способ получать из ледяных глыб пресную поду, экспедиция в значительной степени решила указанную проблему.

13 февраля 1820 года моряки впервые наблюдали южное полярное сияние. И в этот же день они вновь подошли к материку настолько близко, насколько позволяли условия. На этот раз, «Восток» и «Мирный» почти достигли континентального побережья в районе Земли Эндерби. В этой местности, рядом с берегом расположены значительные горные массивы высотой более 2 километров и с высокой долей вероятности экспедиция могла наблюдать континентальные вершины.
21 февраля 1820 года экспедиция понесла первую потерю: на «Мирном» умер матрос Федор Истомин. Точная причина его смерти неизвестна, предположительно, матрос скончался от тифа.
Поскольку, теплое время в южном полушарии Земли подходило к концу, было принято решение завершить первую часть экспедиции и отправиться на зимовку в Австралию.
4 марта 1820 года, когда корабли находились между Антарктидой и Австралией, капитаны решили разделиться: «Восток» должен был пойти прямо в Порт-Джэксон (Сидней), а «Мирный» планировал обследовать акваторию к югу от острова Тасмания и затем также уйти на зимовку в Австралию.
Австралия и Океания (март — ноябрь 1820 года)
Путь до Порт-Джэксона проходил в сложной штормовой обстановке. 24 марта 1820 года «Восток» миновал остров Тасмания, а 27 марта на горизонте замаячил берег австралийского континента и вскоре шлюп бросил якорь в заливе Порт-Джэксон.
Сойдя на берег, в этот же день Беллинсгаузен встретился с губернатором Нового Южного Уэльса Лакланом Маккуори. Тот радушно принял русских моряков и распорядился оказать им необходимую помощь в судовом ремонте и прочих бытовых вопросах.
7 апреля 1820 года в Порт-Джэксон прибыл шлюп «Мирный».

2 мая 1820 года экспедиция понесла еще одну потерю в личном составе. Во время ремонта грот-мачты на шлюпе «Восток» с высоты 14 метров упал матрос Матвей Губин. Он получил серьезные травмы и умер спустя 9 дней, когда корабли уже находились в море.
7 мая 1820 года «Восток» и «Мирный» вышли из Сиднея и взяли курс на Новую Зеландию.
24 мая в семь утра путешественники достигли Новой Зеландии и бросили якорь в заливе Королевы Шарлотты на Южном острове. Русские моряки провели здесь 10 дней. 3 июня 1820 года корабли покинули диковинный архипелаг и взяли курс на Французскую Полинезию.

29 июня 1820 года экспедиция увидела на горизонте первый остров из этой группы. Им оказался Опаро (Рапа-Ити). Спустя еще неделю моряки прошли рядом с островом Лука (Хао) и открыли атолл Моллера (Аману). Острова оказались населены весьма агрессивными туземцами, которые всячески препятствовали высадке моряков на берег.
С 10 по 18 июля 1820 года шлюпы посетили целый ряд островов, включая ранее неизвестные европейцам.
22 июля 1820 года экспедиция прибыла на остров Таити, где русские моряки встретились c представителями британской миссии, а затем пообщались с аборигенами.

27 июля путешественники покинули Таити. В течение августа русские моряки продолжили плавание по Океании, открыв несколько новых островов.
30 августа 1820 года отмечалось тезоименитство императора Александра I. Это событие было омрачено трагическим происшествием. Во время такелажных работ на шлюпе «Восток» с бушприта сорвался и упал в море матрос Филимон Быков. С борта корабля сразу же спустили шлюпку, однако, волнение океана было настолько сильным, что найти Быкова не удалось
10 сентября 1820 года «Восток» и «Мирный» возвратились в Порт-Джэксон, где простояли до конца октября.
Второй поход в Антарктиду
31 октября 1820 года экспедиция покинула берега Австралии и взяла курс на остров Маккуори, расположенный примерно на полпути от ледяного континента.
17 ноября 1820 года корабли достигли Маккуори, где обнаружили временную стоянку промышленников-тюленебоев из Порт-Джэксона. На острове русские моряки провели два дня и 19 ноября отправились дальше на юг.

К концу ноября экспедиция преодолела 60-й градус южной широты.
В течение всего декабря 1820 года корабли осторожно продвигались между ледяных полей и айсбергов на восток, проводя научные исследования.
10 января 1821 года был открыт гористый остров Петра I. К сожалению, высадиться на него не получилось из-за сложной ледовой обстановки.
17 января 1821 года моряки увидели на горизонте землю с высокой горой. Полагая, что этот берег является уже материковой Антарктидой, Беллинсгаузен распорядился назвать открытую местность Землей Александра I.
Географическая наука долгое время считала, что Земля Александра является частью материка и лишь в 20 веке стало известно, что это остров, отделенный от континента проливом.
24 января путешественники достигли Южных Шетландских островов, где встретили американское судно под командованием Натаниэля Палмера, который был любезно принят на борту «Востока»
4 февраля 1821 года, буквально за несколько дней до отплытия в Рио, корабли экспедиции попали в жестокий шторм, который едва не отправил «Восток» на дно. Прохудившаяся обшивка судна дала многочисленные течи и команда в авральном режиме с трудом успевала откачивать воду из трюма. К счастью, все обошлось и шлюп благополучно пережил бурю.
Завершение экспедиции
К началу февраля основные цели и задачи, которые ставились перед экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева, были выполнены и русские корабли покинули антарктические воды.
В общей сложности, за все время экспедиции, корабли 9 раз походили к берегам Антарктиды на близкое расстояние (до 3 километров), однако, на берег материка команда так ни разу и не высадилась. Зато именно русские моряки стали первыми в истории людьми, которые обошли на кораблях практически всю Антарктиду по ее окружности. С учетом технических возможностей того времени, это было выдающееся достижение и настоящий подвиг духа!

8 февраля 1821 года «Восток» и «Мирный» взяли курс на Рио-де-Жанейро.
27 февраля 1821 года корабли достигли Рио, где были приняты русским вице-консулом Петром Петровичем Кильхеном.
В Бразилии русские моряки провели почти 2 месяца и 23 апреля 1821 года отплыли из Рио.
17 июня 1821 года корабли прибыли в Лиссабон, где провели следующие 10 дней.
28 июня 1821 года шлюпы вышли в море. 6 июля «Восток» и «Мирный» вошли в Ла Манш, а 17 июля сделали остановку в Копенгагене, где пополнили запасы провизии и взяли прямой курс на Петербург.
В 6 часов утра 24 июля 1821 года Русская Антарктическая экспедиция благополучно вернулась домой. Возвратившихся в родную гавань Кронштадта моряков почтил личным визитом император Александр I, который провел на борту шлюпов несколько часов

Все участники экспедиции были удостоены различных наград и жалований. Так, Фаддею Беллинсгаузену был присвоен чин капитан-командора, вдобавок к которому он был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени и персональной пенсией в 1200 рублей.
Михаил Лазарев был произведен в капитаны 2-го ранга с пожизненным добавочным жалованьем по чину лейтенанта.
Офицеры, а также нижние чины с «Востока» и «Мирного» также получили награды и двойное жалованье на весь срок действительной службы.
Примечательный факт: за все время экспедиции из общего количества ее участников погибло всего 3 человека, что по тем временам можно считать большой удачей. Однако, столь малые потери в личном составе объясняются не только везением. В течение всего плавания офицеры «Востока» и «Мирного» относились к простым матросам, как к членам большой семьи и высоко ценили жизнь каждого человека
Споры о первенстве открытия Антарктиды
О том, что далеко на юге Земли существует некий загадочный континент, человечество догадывалось еще со времен Античности. В разные годы ученые-картографы нередко наносили Южную Землю на карту, хотя, своими глазами ее никто и никогда не видел.

Считается, что неведомая доселе Terra Australis Incognita была открыта в 19 веке. При этом, споры о первенстве открытия Антарктиды не стихают до сих пор.
Долгое время дискуссии о первооткрывателях Ледяного континента носили чисто академический характер, поскольку, для мировых держав эти бесплодные земли не представляли большого экономического и политического интереса.
И лишь ближе к середине 20 века споры об открытии Антарктиды стали приобретать политическую окраску.
В 1948 году США предложили нескольким государствам, имевшим интерес в освоении антарктических территорий, создать международный кондоминиум по совместному управлению Антарктидой. Помимо Соединенных Штатов, в число этих стран входили Аргентина, Австралия, Чили, Франция, Новую Зеландия и Великобритания. Эта инициатива не осталась без внимания Советского Союза, который начал активно продвигать свои интересы в Антарктике и одним из наших аргументов стала Русская Антарктическая экспедиция 19 века.
Интересный факт: после Беллинсгаузена и Лазарева российские исследователи никогда не бывали у берегов Антарктиды и лишь спустя 135 лет, в 1955 году советская экспедиция посетила ледяной континент
Что касается антарктических путешествий, совершенных в 19 веке, то существует также мнение, что Антарктида была открыта примерно одновременно сразу несколькими экспедициями, а именно: Фаддея Беллинсгаузена, Эдварда Брансфилда (Британия) и Натаниэля Палмера (США).

В настоящее время нет никаких сомнений в том, что Брансфилд и Палмер находились в антарктических водах примерно в одно время с русской экспедицией. Более того, Беллинсгаузен лично встречался с Палмером на Южных Шетландских островах и приглашал американского капитана к себе на борт шлюпа «Восток».
Вместе с тем, совершенно очевидно, что Беллинсгаузен и Лазарев в течение всей экспедиции неоднократно подходили непосредственно к берегам Антарктиды и видели их невооруженным глазом. Кроме того, Русская Антарктическая экспедиция, в отличие от вояжей Брансфилда и Палмера, была тщательно задокументирована, буквально, по дням и по судовым записям можно проследить, в каких именно точках Антарктиды побывали «Восток» и «Мирный»
Что касается британской и американской экспедиций Брансфилда и Палмера, то точных и достоверных сведений о том, в каких именно местах они находились, не имеется.
Самая большая сложность в установлении первенства в открытии ледяного континента заключается в том, что берега самой Антарктиды, ее многочисленных островов и ледников представляют собой однообразный ледово-снежный ландшафт. В некоторых местах между выступающим в океан краем шельфовых ледников и точкой их соприкосновения с материковым ледниковым покровом, лежат сотни километров.
По этой причине из отчетов и дневников путешественников практически невозможно понять, что именно они наблюдали во время путешествия — какую-то часть непосредственно материка, либо гигантские шельфовые ледники.

Примерно это и произошло 16 января 1820 года, когда «Мирный» и «Восток» увидели гигантский шельфовый ледник в районе Берега Принцессы Марты. Вполне естественно, что уровень тогдашних знаний об Антарктиде не давал морякам уверенности в том, что увиденные ими ледники являются частью континента. С такими же сложностями сталкивались и все остальные путешественники, бороздившие эти суровые воды.
Известный русский океанограф Николай Зубов (1885-1960) по этому поводу писал следующее:
«В первый раз люди видели эти берега, но подойти к ним было невозможно, льды преграждали путь. Русские моряки добросовестно отметили все признаки земли, но ничего больше не стали утверждать. Ведь даже человек, который прошел бы пешком по этому берегу, и тот мог усомниться — земля ли это или льды, ее окружающие…»
Так или иначе, но выдающийся вклад экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева в открытие и исследование Антарктиды не подлежит никакому сомнению.
Значение экспедиции для науки
Русская Антарктическая экспедиция сильно обогатила знания человечества о труднодоступных районах на крайнем юге нашей планеты.
- Выяснено более точное положение Южного магнитного полюса
- Исследованы шельфовые ледники Антарктиды
- Впервые в истории были установлены реальные размеры Антарктиды
- В южных широтах было открыто и нанесено на карту множество новых островов, часть из которых до этого никому не были известны
- Русская Антарктическая экспедиция обогатила мировую науку уникальными данными о метеорологических явлениях крайних южных широт Земли
- Проведены уникальные исследования антарктической и субантарктической фауны, о которой наука того времени имела крайне мало знаний
Так подробно описано, как будто то лично учавствовал в экспедиции. Здорово!!!