Северный полюс нашей планеты, закованный вечными льдами, в течение многих веков оставался недоступным для надводного плавания. Все изменилось во второй половине 20 века, когда человечество построило атомные ледоколы – мощные и тяжелые корабли, предназначенные для плавания в экстремальных широтах.

Честь совершить первое плавание к Северному Полюсу выпала нашим соотечественникам. Это произошло в 1977 году, во время советской морской экспедиции на ледоколе «Арктика».

Ледокол «Арктика» – краткие сведения о судне

  • Атомный ледокол «Арктика» был заложен 3 июля 1971 года на стапелях Балтийского завода в Ленинграде
  • В 1972 году ледокол был спущен на воду, но в эксплуатацию введен лишь в 1975 году
  • Характеристики судна: длина — 148 метров, ширина – 30 метров, водоизмещение — 23 тысячи тонн, осадка – 11 метров, скорость хода на чистой воде – 19 узлов. Мощность – 75 000 л.с.
  • Атомная паропроизводящая установка состояла из двух самостоятельных реакторов водо-водяного типа, один из которых выполнял функцию резервного
  • В августе 1977 года ледокол «Арктика» своим ходом достиг Северного Полюса и вернулся обратно
  • После похода на Северный Полюс, ледокол «Арктика» принимал участие во многих экспедициях. С 1982 по 1986 годы носил имя «Леонид Брежнев»
  • В 2005 году ледокол второй раз в своей истории побывал на Северном Полюсе
  • Ледокол находился в строю до 2008 года, после чего был поставлен на прикол в Мурманске
  • В 2018 году было принято решение о частичной утилизации ледокола. Корпус судна планировалось перебазировать в Санкт-Петербург и открыть в нем музей. По состоянию на конец 2021 года указанные планы не реализованы
Советский ледокол "Арктика" фото

Подготовка и начало. Состав экспедиции

Решение о походе «Арктики» на Северный полюс было утверждено 13 июля 1977 года. В этот день министр морского флота СССР Тимофей Гуженко (1918-2008) подписал план мероприятий по подготовке экспедиции.



Ледокол «Арктика», выбранный в качестве судна экспедиции, был вторым атомным ледоколом в мире после «Ленина». За два года, прошедших с даты ввода в эксплуатацию, ледокол уже успел выполнить несколько рейсов по арктическим морям и был готов к походу.

Для своего времени, это был один из лучших кораблей в мире не только по технических характеристикам, но и по уровню инфраструктуры. На «Арктике» имелось 155 кают, преимущественно, одноместных, столовая, кинозал, плавательный бассейн, спортзал, библиотека, две финские бани, парикмахерская, медицинская часть с хирургическим блоком

С 1975 года капитаном ледокола «Арктика» был Юрий Сергеевич Кучиев (1919 — 2005), которому и предстояло повести судно к полюсу.

Юрий Кучиев Арктика фото
Юрий Кучиев

Несмотря на то, что экспедиция планировалась как краткосрочная, на борт ледокола было принято продовольствие и иные запасы, рассчитанные на 8 месяцев. Также, на судно загрузили материалы для строительства ледового аэродрома.

Общее количество членов экспедиции составило 207 человек. Помимо 150 членов экипажа, на борту судна находились 57 ученых и научных специалистов.

Примечательно, что в состав команды полярников был включен министр морского флота СССР Т.Б. Гуженко. Личное участие чиновников такого высокого ранга в столь сложных и рискованных мероприятиях было большой редкостью.

По поводу времени начала плавания никаких споров не было. По общему мнению специалистов, идеальным периодом для экспедиции была первая половина августа – самый благоприятный по погодным условиям месяц в Арктике.

Портом для старта экспедиции был выбран Мурманск.

Основных вариантов маршрута на Северный Полюс было два:

1. По прямой линии от Мурманска, минуя Шприцберген и Землю Франца-Иосифа

2. Вдоль советского побережья, через Карское море и море Лаптевых

Несмотря на то, что первый маршрут был более коротким, он практически сразу был отвергнут, поскольку, в этом случае ледоколу пришлось бы идти против дрейфа ледовых массивов. Кроме того, существовало мнение, что льды по направлению от Карского моря к Северному полюсу менее крепкие, нежели по маршруту «в лоб».

Моржи на льдине фото
Земля Франца-Иосифа

В итоге, был выбран второй вариант, хотя, по расстоянию он оказался заметно длиннее.

9 августа 1977 года «Арктика» вышла из Мурманска и взяла курс на Северный Полюс.

Переход к полюсу

Большинство членов экипажа, включая рядовых моряков, не знали о целях экспедиции и ее конечной точке. О том, что судно идет на Северный Полюс, команде объявили лишь через несколько дней после выхода в море.

Из Мурманска ледокол взял курс на северо-восток, обогнул с севера Новую Землю, затем, пройдя Карское море, «Арктика» вышла через пролив Вилькицкого в море Лаптевых и достигнув 130 градуса долготы, взяла курс на Северный полюс.

Ледокол "Арктика" карта 1977
Маршрут ледокола «Арктика»

Для обеспечения максимальной безопасности, по курсу ледокола с его борта регулярно вылетали вертолеты МИ-2, совершавшие разведку. Данные о погоде и ледовой обстановке оперативно передавались на борт судна.

Под водой «Арктику» сопровождала атомная субмарина К-438, которая достигла Северного Полюса, не поднимаясь на поверхность.

14 августа «Арктика» вошла в зону многолетних льдов. Начиналась самая трудная часть экспедиции, поскольку, даже в августе толщина льда здесь достигает нескольких метров.

Рубка ледокола фото
Ходовая рубка ледокола

16 августа 1977 года ледокол наткнулся на поле тяжелого пакового льда, что указывало на близость Северного полюса. В некоторых местах толщина льда достигала 4,5 метров. Два раза судно застревало во льдах, но благодаря мастерству капитана и экипажа, ему удавалось выбраться.

17 августа 1977 года в 4 утра по Москве «Арктика» достигла вершины планеты. Первое в истории человечества надводное плавание на Северный Полюс состоялось!

На Северном полюсе

Первыми на лед с борта «Арктики» спустились старший мастер атомной паропроизводительной установки Фидус Асхадуллин и мастер-ремонтник  Алексей Шпринг.

В честь выдающегося события моряки установили Северном полюсе флагшток, на котором было поднято советское знамя. Рядом с ним было установлено древко от флага легендарной экспедиции Георгия Седова, который в 1912 году погиб на острове Рудольфа, так и не добравшись до полюса.

Северный полюс 1977 фото
На Северном полюсе

На полюсе в темные воды океана была опущена большая стальная плита с надписью: «СССР, 60 лет Октября, а/л «Арктика», широта 90 градусов, 1977 г.». До настоящего времени она покоится на дне Северного Ледовитого океана, на глубине более 4 километров.

По старой традиции откупорили шампанское и совершили пешее «кругосветное путешествие», протоптав вокруг точки полюса круг диаметром около 40 метров.

В общей сложности, «Арктика» простояла на полюсе 15 часов.

Ледокол Арктика на Северном полюсе

Завершение экспедиции

Обратный путь от Северного полюса до Мурманска проходил почти по прямой линии – через западную оконечность Земли Франца-Иосифа.

Возвращение домой прошло в спокойной, штатной обстановке, без каких-либо происшествий.

22 августа 1977 года «Арктика» пришвартовалась в Мурманске.

За все время похода ледокол прошел 3 852 морских мили, из них 1 200 миль через многолетние льды

В родном порту моряков «Арктики» встречали как триумфаторов. Руководителям экспедиции, включая министра морфлота Гуженко и капитана Кучиева, были присвоены звания Героев Социалистического Труда.

Почтовая марка ледокол Арктика

Значение экспедиции для науки

Экспедиция ледокола «Арктика» продемонстрировала всему миру возможности советских атомных ледоколов.

Команда советского ледокола доказала всему миру, что навигация в сложных условиях Северного Ледовитого океана возможна даже в самых высоких широтах.

В ходе экспедиции были получены уникальные данные о поведении корпуса ледокола при взаимодействии со льдом, что дало новые возможности в разработке и усовершенствовании судов данного типа.