Северный полюс нашей планеты, закованный вечными льдами, в течение многих веков оставался недоступным для надводного плавания. Все изменилось во второй половине 20 века, когда человечество построило атомные ледоколы – мощные и тяжелые корабли, предназначенные для плавания в экстремальных широтах.
Честь совершить первое плавание к Северному Полюсу выпала нашим соотечественникам. Это произошло в 1977 году, во время советской морской экспедиции на ледоколе «Арктика».
Ледокол «Арктика» – краткие сведения о судне
- Атомный ледокол «Арктика» был заложен 3 июля 1971 года на стапелях Балтийского завода в Ленинграде
- В 1972 году ледокол был спущен на воду, но в эксплуатацию введен лишь в 1975 году
- Характеристики судна: длина — 148 метров, ширина – 30 метров, водоизмещение — 23 тысячи тонн, осадка – 11 метров, скорость хода на чистой воде – 19 узлов. Мощность – 75 000 л.с.
- Атомная паропроизводящая установка состояла из двух самостоятельных реакторов водо-водяного типа, один из которых выполнял функцию резервного
- В августе 1977 года ледокол «Арктика» своим ходом достиг Северного Полюса и вернулся обратно
- После похода на Северный Полюс, ледокол «Арктика» принимал участие во многих экспедициях. С 1982 по 1986 годы носил имя «Леонид Брежнев»
- В 2005 году ледокол второй раз в своей истории побывал на Северном Полюсе
- Ледокол находился в строю до 2008 года, после чего был поставлен на прикол в Мурманске
- В 2018 году было принято решение о частичной утилизации ледокола. Корпус судна планировалось перебазировать в Санкт-Петербург и открыть в нем музей. По состоянию на конец 2021 года указанные планы не реализованы

Подготовка и начало. Состав экспедиции
Решение о походе «Арктики» на Северный полюс было утверждено 13 июля 1977 года. В этот день министр морского флота СССР Тимофей Гуженко (1918-2008) подписал план мероприятий по подготовке экспедиции.
Ледокол «Арктика», выбранный в качестве судна экспедиции, был вторым атомным ледоколом в мире после «Ленина». За два года, прошедших с даты ввода в эксплуатацию, ледокол уже успел выполнить несколько рейсов по арктическим морям и был готов к походу.
Для своего времени, это был один из лучших кораблей в мире не только по технических характеристикам, но и по уровню инфраструктуры. На «Арктике» имелось 155 кают, преимущественно, одноместных, столовая, кинозал, плавательный бассейн, спортзал, библиотека, две финские бани, парикмахерская, медицинская часть с хирургическим блоком
С 1975 года капитаном ледокола «Арктика» был Юрий Сергеевич Кучиев (1919 — 2005), которому и предстояло повести судно к полюсу.

Несмотря на то, что экспедиция планировалась как краткосрочная, на борт ледокола было принято продовольствие и иные запасы, рассчитанные на 8 месяцев. Также, на судно загрузили материалы для строительства ледового аэродрома.
Общее количество членов экспедиции составило 207 человек. Помимо 150 членов экипажа, на борту судна находились 57 ученых и научных специалистов.
Примечательно, что в состав команды полярников был включен министр морского флота СССР Т.Б. Гуженко. Личное участие чиновников такого высокого ранга в столь сложных и рискованных мероприятиях было большой редкостью.
По поводу времени начала плавания никаких споров не было. По общему мнению специалистов, идеальным периодом для экспедиции была первая половина августа – самый благоприятный по погодным условиям месяц в Арктике.
Портом для старта экспедиции был выбран Мурманск.
Основных вариантов маршрута на Северный Полюс было два:
1. По прямой линии от Мурманска, минуя Шприцберген и Землю Франца-Иосифа
2. Вдоль советского побережья, через Карское море и море Лаптевых
Несмотря на то, что первый маршрут был более коротким, он практически сразу был отвергнут, поскольку, в этом случае ледоколу пришлось бы идти против дрейфа ледовых массивов. Кроме того, существовало мнение, что льды по направлению от Карского моря к Северному полюсу менее крепкие, нежели по маршруту «в лоб».

В итоге, был выбран второй вариант, хотя, по расстоянию он оказался заметно длиннее.
9 августа 1977 года «Арктика» вышла из Мурманска и взяла курс на Северный Полюс.
Переход к полюсу
Большинство членов экипажа, включая рядовых моряков, не знали о целях экспедиции и ее конечной точке. О том, что судно идет на Северный Полюс, команде объявили лишь через несколько дней после выхода в море.
Из Мурманска ледокол взял курс на северо-восток, обогнул с севера Новую Землю, затем, пройдя Карское море, «Арктика» вышла через пролив Вилькицкого в море Лаптевых и достигнув 130 градуса долготы, взяла курс на Северный полюс.

Для обеспечения максимальной безопасности, по курсу ледокола с его борта регулярно вылетали вертолеты МИ-2, совершавшие разведку. Данные о погоде и ледовой обстановке оперативно передавались на борт судна.
Под водой «Арктику» сопровождала атомная субмарина К-438, которая достигла Северного Полюса, не поднимаясь на поверхность.
14 августа «Арктика» вошла в зону многолетних льдов. Начиналась самая трудная часть экспедиции, поскольку, даже в августе толщина льда здесь достигает нескольких метров.

16 августа 1977 года ледокол наткнулся на поле тяжелого пакового льда, что указывало на близость Северного полюса. В некоторых местах толщина льда достигала 4,5 метров. Два раза судно застревало во льдах, но благодаря мастерству капитана и экипажа, ему удавалось выбраться.
17 августа 1977 года в 4 утра по Москве «Арктика» достигла вершины планеты. Первое в истории человечества надводное плавание на Северный Полюс состоялось!
На Северном полюсе
Первыми на лед с борта «Арктики» спустились старший мастер атомной паропроизводительной установки Фидус Асхадуллин и мастер-ремонтник Алексей Шпринг.
В честь выдающегося события моряки установили Северном полюсе флагшток, на котором было поднято советское знамя. Рядом с ним было установлено древко от флага легендарной экспедиции Георгия Седова, который в 1912 году погиб на острове Рудольфа, так и не добравшись до полюса.

На полюсе в темные воды океана была опущена большая стальная плита с надписью: «СССР, 60 лет Октября, а/л «Арктика», широта 90 градусов, 1977 г.». До настоящего времени она покоится на дне Северного Ледовитого океана, на глубине более 4 километров.
По старой традиции откупорили шампанское и совершили пешее «кругосветное путешествие», протоптав вокруг точки полюса круг диаметром около 40 метров.
В общей сложности, «Арктика» простояла на полюсе 15 часов.

Завершение экспедиции
Обратный путь от Северного полюса до Мурманска проходил почти по прямой линии – через западную оконечность Земли Франца-Иосифа.
Возвращение домой прошло в спокойной, штатной обстановке, без каких-либо происшествий.
22 августа 1977 года «Арктика» пришвартовалась в Мурманске.
За все время похода ледокол прошел 3 852 морских мили, из них 1 200 миль через многолетние льды
В родном порту моряков «Арктики» встречали как триумфаторов. Руководителям экспедиции, включая министра морфлота Гуженко и капитана Кучиева, были присвоены звания Героев Социалистического Труда.

Значение экспедиции для науки
Экспедиция ледокола «Арктика» продемонстрировала всему миру возможности советских атомных ледоколов.
Команда советского ледокола доказала всему миру, что навигация в сложных условиях Северного Ледовитого океана возможна даже в самых высоких широтах.
В ходе экспедиции были получены уникальные данные о поведении корпуса ледокола при взаимодействии со льдом, что дало новые возможности в разработке и усовершенствовании судов данного типа.
И снова русские первые!
Отличный фильм!